Об этом в начале этой недели газете Svenska Dagbladet сообщил министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере. Ею может стать труба, берущая начало в окрестностях норвежского Ставангера. Концепцию подобного газопровода выдвинул консорциум норвежских и шведских газодобывающих компаний
У Северного газопровода, строительство которого в обход территории балтийских стран и Польши ведет российский Газпром, есть альтернатива
В дальнейшем эта труба может быть продолжена до северных областей Норвегии, где тоже есть богатые месторождения газа. Впрочем, без российского газа и здесь, как видно, не обойтись. Все тот же министр допустил, что нитка этого газопровода может быть проложена от Норвегии вплоть до северных газовых месторождений России.
Предложение норвежских предпринимателей, озвученное министром иностранных дел страны Йонасом Гар Стере, должно выглядеть весьма заманчивым для политической верхушки Евросоюза, безусловно выгодным для самой Норвегии и, как это ни парадоксально, небезынтересным для все той же России.
Европе оно дает возможность показать российскому Газпрому (а в его лице - российским структурам власти и лично Владимиру Путину), что газовая зависимость Европы от Кремля не столь велика, как это кажется последнему (хотя все прекрасно понимают, как оно обстоит сегодня на самом деле), и заставить смириться с участью обычного поставщика этого природного богатства, забыв о газе как о 'смирительной рубашке' для зарвавшихся европейцев (в случае, если России это когда-нибудь понадобится).
Норвегии оно сулит очень неплохие заработки и возможность оказаться посредником между Европой и Россией в деле решения как политических, так и экономических вопросов. Да и России норвежцы предоставляют возможность все-таки гнать свой газ в Европу даже в случае, если по принципиальным соображениям Газпрому придется уйти с этого рынка и переориентироваться на Восток.
Это подтверждает и тот факт, что еще несколько месяцев назад все тот же Йонас Гар Стере в ходе посещения России дал интервью, в котором сказал, что 'Россия и Норвегия смогут открыть новую главу в энергетической истории Европы'. 'Петербург и простирающиеся к северу регионы - один из главных приоритетов работы нашего правительства. Нефть, газ и энергетика являются движущей силой этого сотрудничества', - сказал тогда министр. И подчеркнул, что этот вопрос будет более детально обсужден в ходе саммита стран 'большой восьмерки', который пройдет в Петербурге. . .
Подведем итог. Обозначенная альтернатива, как видим, может сослужить хорошую службу всем участникам нынешних 'газовых баталий' в Европе (см. справку 'Газпром и Европа'). Правда, пока неясно, во сколько обойдется северный газ европейскому потребителю. Понятное дело, о благотворительности говорить не придется.
Что же касается Латвии. . . Обидно и странно будет зависеть от какой-то объездной и, видимо, все-таки дорогой норвежской трубы, когда явно более дешевый газ по-прежнему будет находиться в трех часах езды на машине в сторону востока.
запасы
В норвежском секторе Северного моря сосредоточены большие запасы и нефти, и природного газа. По оценкам 1997 года, в этом районе промышленные запасы нефти оценивались в 1,5 миллиарда тонн, а газа - в 765 миллиардов кубических метров. Здесь же сконцентрирована почти половина всех запасов газа Западной Европы, что позволяет Норвегии по этим видам углеводородов занимать 10-е место в мире.
'Газпром и Европа'
Согласно своей новой экономической стратегии Газпром хочет не только доставлять газ до границ ЕС, но и продавать топливо непосредственным потребителям в каждой из европейских стран. Для этого он собирается приобретать предприятия, уже работающие на внутренних европейских рынках. Европа со своей стороны заявила, что совершенно не желает, чтобы российский монополист пустил столь глубокие корни на ее рынке, и будет всеми силами стремиться ограничить влияние Газпрома на местную экономику (читай: 'и на европейскую политику'), оставив в своих руках контроль над сектором предприятий, поставляющих и распродающих газ на территориях независимых европейских стран. В частности, пресс-секретарь Еврокомиссии по энергетическим вопросам Ферран Тарранделлас Эспуни объявил, что Евросоюз очень обеспокоен зависимостью от российского газа и должен искать других поставщиков. Вот, похоже, Норвегия и решила стать этим другим поставщиком. . .