Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ни нефти, ни газа

Многие в Латвии уверяют, что еще не все потеряно и мы можем "вклиниться" в новую трубу. Конечно, попытаться можно, но еще лучше - пересмотреть свою политику в отношении России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже российские радикальные политики из "Родины", КПРФ и ЛДПР давно не кричат о необходимости "перекрыть трубу" на Латвию. Это уже неактуально. Руководство РФ без всякого шума и риторики просто изменило направление своего энерготранзита, или, как теперь модно говорить, "диверсифицировала транспортные потоки". Тем более что сейчас у восточного соседа есть такие возможности

Даже российские радикальные политики из "Родины", КПРФ и ЛДПР давно не кричат о необходимости "перекрыть трубу" на Латвию. Это уже неактуально. Руководство РФ без всякого шума и риторики просто изменило направление своего энерготранзита, или, как теперь модно говорить, "диверсифицировала транспортные потоки". Тем более что сейчас у восточного соседа есть такие возможности.

Буквально на днях сдана в эксплуатацию третья, завершающая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), и вскоре через Приморск будут переваливать ежегодно до 65 млн. тонн нефти! Нет, нельзя сказать, что Россия поставила крест на портах и транзитных магистралях стран Балтии - какие-то крохи от барского нефтяного пирога будут получать и в Таллине, и в Вентспилсе, и в Клайпеде, - но перспективы с точки зрения российского транзита у нас печальные. Вот что заявил вчера на открытии Международного трубопроводного форума президент "Транснефти" С. Вайншток: "БТС стала самым крупным проектом, реализованным в России за последние 15 лет. Начиная с 2001 года российская нефть экспортируется в северо-западном направлении в обход транзитных территорий, благодаря чему отечественные нефтяники сэкономили сотни миллионов долларов. Сегодня балтийский маршрут является одним из наиболее эффективных и привлекательных. Ввод проекта на полную мощность дает возможность разгрузить другие экспорт-ные направления".

Понятно, что "разгрузят" именно наши порты. О чем со всей откровенностью недавно заявил министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко: "БТС задумывалась в первую очередь для уменьшения зависимости отечественных экспортеров нефти от услуг транзитных государств: Латвии, Литвы и Эстонии. Транспортировка тонны нефти через их порты, в частности Вентспилс, Бутинге, Муугу и Порвоо, по оценкам аналитиков, обходилась приблизительно на 3-5 USD дороже, чем по другим направлениям. Сейчас, с запуском третьей, и последней, очереди, пропускная мощность системы достигла 65 млн. тонн. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд. USD. В поставках нефти по Балтийской трубопроводной системе заинтересовано большинство отечественных нефтяных компаний, в частности "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ТНК-BP". БТС с многоступенчатой защитой от разливов нефти тянется на три с лишним тысячи километров".

Поскольку в деятельности БТС заинтересованы все крупнейшие нефтегиганты, фактически у стран Балтии не осталось ни одного серьезного лоббиста в России. Наша неумелая политика на восточном направлении уже больно ударила по экономике страны, а в будущем ударит еще больнее. . . Кстати, в энергетической концепции России вплоть до 2020 года порты стран Балтии в качестве приоритетных направлений вообще не значатся!

К нефтяным неудачам нужно добавить и газовый провал - прокладку Североевропейского газо-провода по дну Балтийского моря, в обход территорий стран Балтии. Многие в Латвии уверяют, что еще не все потеряно и мы можем "вклиниться" в новую трубу. Конечно, попытаться можно, но еще лучше - пересмотреть свою политику в отношении России. Вместо подсчета убытков от оккупации предложить позитивную повестку дня и еще начать сотрудничество с Россией в деле обеспечения прав ее соотечественников.