Хотя они и возглавляют сейчас вполне светские страны, Буш, Блэр, Путин и Ширак в своем пути наверх опирались на религиозные круги. Об этом - в недавно вышедшей книге Кристиана Рудо (Christian Roudaut) (1). Она посвящена неизвестной широкой публике стороне жизни западных руководителей: отношению глав четырех крупных мировых держав - Буша, Блэра, Путина и Ширака к религии, и тому, как соотносятся в их публичном образе истинная вера и политический оппортунизм.
Иными словами, отдайте Богу Богово, а кесарю кесарево. Некоторые подробности обращения Буша, Блэра, Путина и Ширака в христианскую веру и впрямь похожи на чудо. У этих руководителей различных стран с разными политико-религиозными традициями есть одна общая черта: они все считают себя верующими людьми, и религия послужила для них опорой в борьбе за власть.
Буш: во имя Отца
Джордж Буш обрел смысл жизни в 1984 г., в одном из салонов гостиницы Holiday lnn в техасском Мидленде. Он встретил там одного из тех звездных проповедников, которые весьма преуспели в США - преподобного Артура Блессита. Божий человек спросил у него: 'Если бы Вы сейчас умерли, уверены ли Вы в том, что попадете в рай?'. Буш-младший покачал головой. Блессит уверен, что именно в этот день произошло второе рождение Буша, что именно так он обрел веру в Иисуса.
До той поры Буш-младший жил в тени своего отца и коллекционировал неудачи: разводы, крах собственного нефтяного бизнеса, депрессии и т.п. Президент часто повторяет, что если бы святой отец 'не посеял семя веры в его душе', он сидел бы сейчас в каком-нибудь техасском баре и искал бы счастья на дне бутылки с виски. Сегодня каждое совещание в Белом доме начинается с молитвы. С 1999 г. Буш-младший стал голосом правых христиан и своим человеком для американской глубинки. Во многих делах он полагается на инстинкт и интуицию (особенно это проявилось в иракской войне).
В случае с Бушем речь идет скорее об 'американской гражданской религии'. Религиозный вопрос незримо присутствует в большинстве общественных дискуссий (гомосексуальные браки, эвтаназия, образование. . .). Президент постоянно пытается найти прагматическое обоснование для своих решений, которые явно продиктованы ему религиозными убеждениями. Буш всегда прислушивается к мнению консервативных религиозных групп, но держит дистанцию, чтобы не давать повода считать себя их заложником.
Блэр: Евангелие от Тони
Блэра нельзя назвать новообращенным христианином, он родился в благочестивой семье. Разве что лейбористскую веру он принял уже потом. Чудо в том, что премьер-министры в Соединенном королевстве становятся все набожнее, а само королевство все больше отходит от веры. Блэр принадлежит к англиканской церкви и ходит на католическую мессу вместе с женой и детьми. Он был христианином до того, как занялся политикой. Сегодня он этого не скрывает, но и не кичится своей верой.
Блэр, несомненно, - весьма сложный и изворотливый политик. Он очень хорошо знает молитвы и священное писание. Ему близки идеи экуменизма - недаром он внимательно прочитал Библию и Коран. У Блэра - конкретный подход к вере. Его интересует влияние морали на современное общество. В отличие от Буша, Блэр не поддерживает близких отношений с правыми религиозными кругами, он скорее следует традициям социальной теологии (защита прав сексуальных меньшинств, биоэтика, эвтаназия). Блэр занимает на этом поле самую либеральную позицию. И он прекрасно знает, что нужно держать определенную дистанцию между Богом и политикой.
Блэр прекрасно умеет себя преподнести, но очень часто обжигался, говоря о вере. Выставляемая напоказ набожность Белого дома заставляет его быть скромным вдвойне. Из-за войны в Ираке он уже удостоился множества разнообразных эпитетов - его называли домашней собачкой и марионеткой Буша, говорили, что он таскает чемоданы за американским президентом. Блэр также не хочет, чтобы его считали церковным служкой, душой и телом преданным вашингтонскому пастырю.
Блэр хорошо относится к исламу и был потрясен, когда случились теракты в Лондоне, нанесшие сокрушительный удар по старой доброй Британии и явившие всему миру Лондонистан, который ему глубоко отвратителен. Однако теория 'столкновения цивилизаций' никак не соотносится с представлениями Блэра о современном мире. И хотя его утонченное христианство не позволяет свести мировую историю к вечной борьбе Добра со Злом, Блэр уверен, что ведет в Ираке справедливую войну. 'Я за все отвечу перед создателем', - говорит он.
Путин: не совсем обычные метаморфозы
Чудесное превращение Путина еще более удивительно. В КГБ он занимался специальными антирелигиозными операциями. То есть, преследованиями верующих на территории бывшего СССР и наблюдением за местами отправления культа! И вот, летом 1996 г., пока он потел в сауне с другом, на его даче случился пожар. Он сумел спасти свою дочь Машу. Сгорело все, кроме маленького железного крестика, который дала ему мать. С тех пор Путин носит его на шее, регулярно посещает церковь и не ест мяса в пост. К тому же, президент вернул Русской православной церкви практически все имущество, которое принадлежало ей до 1917 г., а патриарх Алексий II с его помощью нажил себе одно из самых крупных состояний в современной России.
Религия занимает важное место в публичном образе Путина и в его политической программе. Его можно тоже назвать заново родившимся. Обратившись к религии, он пытается заставить всех забыть свое гэбистское прошлое. Власть реставрирует церкви и поднимает таким образом свой престиж. Духовное превращение Путина позволяет ему сделать восстановление морали одним из основных пунктов своей программы. Он рассчитывает на поддержку православной церкви в своей политике, и наоборот. Церкви принадлежит последнее слово во всех общественных дискуссиях (аборты, семья, образование, СМИ) и внутренних делах страны.
Ширак: странный прихожанин
В семье Шираков религиозными вопросами заведует жена президента, Бернадет. Она всегда носит с собой четки. При звуках Te Deum Бернадет преклоняет колени и молится. Но не он. 'Ширак стал католиком, когда женился: его жена и ее мать - верующие. Сам же он никогда не был святошей. Можно сказать, что он пошел навстречу религиозным чувствам своей страны. По мере того, как Франция становилась все более светским государством, он тоже отходил от религии', - пишет Алексис Делаусс (Alexis Delahousse). Когда-то Ширак интересовался буддизмом, и говорят, что в 1976 г., именно в тиши одного из буддийских монастырей нашел он в себе силы для того, чтобы дать новый импульс своей политической карьере. . .
Публичные отношения Ширака с Богом делятся на два очень легко различимых периода. До того, как он обосновался в Елисейском дворце, Ширака считали своим в сельской католической Франции. После же избрания на пост президента, глава государства захотел стать президентом всех французов, какой бы ни была их вера. 'Несмотря на свое светское превращение, Жак Ширак не забыл про своих католиков, которые когда-то принесли ему такой успех'. В 2002 г. католическим электоратом занялась Бернадет. Как пишет Матье Делаусс (Mathieu Delahousse), 'отношения Жака Ширака с религией основаны на прагматизме, они представляют собой пеструю смесь предвыборного расчета, социологической эволюции и личные склонности (непредсказуемый параметр)'. Ну что же, нелюбовь к святым отцам не мешает президенту открыто заявлять о своих предпочтениях.
(1) 'Верующие, которые нами правят', под редакцией Кристиана Рудо, изд-во "Пайо"