Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нелатыши составляют около 40% населения нашей страны. Но их процент неуклонно снижается. При этом в Латвии прочно укоренилась традиция игнорировать их волю, считая "незваными гостями". Наиболее ярким свидетельством этой традиции является осуществление так называемой "школьной реформы". Никогда еще после 1991 года нелатыши не выступали столь единодушно, активно и массово. . .

Демографическая история Латвии последних 100 лет показывает, что население Латвии никогда не было мононациональным. Однако именно после 1991 года наблюдается резкий спад населения - как вследствие массовой эмиграции, так и за счет систематического превышения смертности над рождаемостью.

При этом если в 1990 году наблюдался естественный - и практически одинаковый - прирост латышей и нелатышей, то темпы демографического спада коренной нации и представителей национальных меньшинств различаются в последние 5 лет более чем вдвое!

Рождаемость среди нелатышей была меньше и в 1990 году, видимо, вследствие их концентрации в крупных городах. Но с 2000 года и смертность среди нелатышей стала выше, чем среди латышей. С учетом превышения эмиграции над иммиграцией фактическая убыль нелатышей в 2000 году превышала убыль латышей в 3,2 раза, в 2004 году - в 2,5 раза (соответственно 3,4 и 8,5 на тысячу человек в год). К середине XXI века при неизменной демографической тенденции доля латышей в населении Латвии составила бы около 70% (вместо нынешних 64%), а к концу - 75%. Население республики при этом сократилось бы до 1,3 миллиона человек, что существенно ниже катастрофического уровня 1920 года. А если взять, к примеру, тему занятости?

Среди безработных нелатыши на протяжении последних десяти лет составляют около половины (почти столько же, сколько их живет в целом по стране). Тем не менее в соответствии с Законом об образовании от 1998 года финансируемые из бюджета государства и самоуправлений повышение квалификации или переквалификация осуществляются исключительно на латышском языке!

По мнению депутатов Бузаева и Котова, именно языковые проблемы и запрет на ряд профессий для неграждан привели к тому, что доля безработных-нелатышей на тысячу жителей примерно на треть выше, чем среди латышей.

По данным переписи населения 2000 года, русский язык считали родным 37,5% населения Латвии. Тем не менее доля учащихся - хотя бы частично - на русском языке неуклонно сокращается.

Впрочем, есть и обратные тенденции: в 2005 году доля первоклассников, обучающихся на русском языке, достигла максимума за последние 6 лет. При этом впервые за последние 7 лет число первоклассников возросло абсолютно - до 4953 (4747 в 2004 году). В латышских же школах число первоклассников уменьшилось на 841. Политики ЗаПЧЕЛ уверены: на сознание родителей первоклассников, выбравших для своих детей русские школы, повлияли многочисленные акции против принудительной ассимиляции, проводимые Штабом защиты русских школ.

- Нелатыши составляют около 40% населения нашей страны, - считает Г. Котов. - Но их процент неуклонно снижается. При этом в Латвии прочно укоренилась традиция игнорировать их волю, считая "незваными гостями". Наиболее ярким свидетельством этой традиции является осуществление так называемой "школьной реформы". Никогда еще после 1991 года нелатыши не выступали столь единодушно, активно и массово. Более 90% всех нелатышей были против ликвидации русских школ. Стотысячные петиции, огромные митинги, шествия, школьные забастовки, голодовки, многодневные нон-стоп акции - и все это было проигнорировано властями. . .

Правозащитник Котов вспоминает конец 80-х: "В предвыборной программе Народного фронта Латвии был пункт 8.4, где говорилось: "НФЛ поддерживает право нацменьшинств на получение всестороннего образования на своем родном языке". Но только придя к власти, националы цинично отбросили "морковку" для электората!

Характерно, что люди, активно выступающие против такой политики, находятся под неусыпным наблюдением спецслужб ЛР, их телефоны и собрания прослушиваются. Так, в сентябре 2004 года в помещении Латвийского комитета по правам человека было обнаружено прослушивающее устройство в виде картонки с батареями и микрофоном. Но по этому факту прокуратура отказалась даже возбудить дело!

В марте 2006 года были составлены 2 административных протокола и возбуждено уголовное дело за "умышленное уничтожение и порчу имущества" против Геннадия Котова за расклейку двух небольших самоклеющихся плакатов "Люди, будьте бдительны!" на постамент памятника латышским стрелкам перед сбором у него легионеров Waffen-SS и их "молодежных" сторонников на несанкционированное шествие. В этом же апреле возбуждено уголовное дело за "призыв к насильственному свержению государственной власти" против Александра Гильмана - за сравнение на весьма "узком" интернет-форуме нынешней Латвии с нацистской Германией. Причем без каких-либо призывов к насилию.

"Столь несоразмерных репрессий раньше не было!" - возмущены правозащитники. И так как ЛКПЧ входит в международную правозащитную ассоциацию FIDH, В. Бузаев и Г. Котов обязательно проинформируют о результатах своего расследования "цивилизованный Запад". . .