Сделка между Москвой и Берлином заключена в 'в духе Локарно и пакта Молотова - Риббентропа', заявил польский министр обороны Радек Сикорски. Поводом для столь резкой реакции польской стороны стал отказ канцлера ФРГ Ангелы Меркель пересматривать договор о постройке газопровода из России
Северо-Европейский трубопровод, по которому газ пойдет в Европу, давно не дает покоя многим новым странам ЕС. С его критикой неоднократно выступали страны Балтии. Их не устраивает, что трубопровод проляжет по дну Балтийского моря, а не по их территории, ведь это лишает Литву, Латвию и Эстонию существенных сумм за транзит. Латвия, например, пыталась 'загнуть' трубу, как напоминая об имеющихся у нее природных газохранилищах, так и пытаясь сыграть на боязни экологической катастрофы. В частности, живущих на берегах Балтики она стращала тем, что строители могут затронуть могильники немецкого химического оружия, и тогда иприт и другие ОВ превратят море в безжизненную лужу.
Давно не нравится газопровод и полякам. Во время своего последнего визита в Берлин президент Польши Лех Качиньский предупредил канцлера Ангелу Меркель, что позиция федерального правительства будет служить лакмусовой бумажкой в немецко-польских отношениях.
Варшава уже неоднократно требовала от Германии расторгнуть заключенный договор. Она не раз заявляла, что строительство 'сухопутного' варианта газопровода обойдется гораздо дешевле, чем 'морской'. Это во-первых. Во-вторых, проложить трубу по дну Балтики это значит позволить Москве шантажировать все страны, в обход которых он будет построен. И таким образом Москва сможет затормозить интеграцию бывших союзников и бывших советских республик с Западом.
Официальный Берлин ответил, что готов вести с Польшей дискуссии лишь об отдельных положениях контракта, но не о решении как таковом. Тем более что несколько дней назад, на российско-германском саммите в Томске в Сибири, Россия и Германия подтвердили планы по газовым соглашениям и углублению двустороннего стратегического партнерства.
Это-то Польшу и не устраивает. 'Сначала принять решение и только после этого предложить консультации заинтересованным сторонам - такая позиция не отвечает нашему представлению о европейской солидарности, - заявил польский министр обороны Радек Сикорский. - Мы крайне удивлены тем фактом, что правительство Германии действует в ущерб интересам как немецких потребителей, так и польского государства'.
И продолжил: 'Если такие крупные страны, как Германия, выступают за общую европейскую политику, но не по таким важным темам, как отношения с США, Россией и Китаем, поставки газа, электроэнергии и реформа Совета Безопасности ООН, то какой смысл говорить об общих европейских позициях?'
Позицию Польши поддержал и комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс: 'Этого нельзя было допускать. Как может государство-член Евросоюза принимать решение, неприемлемое для других стран ЕС, даже не обсудив его с соседями?'
Нервозность и обвинения со стороны Польши, вероятнее всего, приведут к ухудшению двусторонних отношений, и без того уже напряженных по причине многомесячной полемики по газовой проблеме и ставших еще более накаленными после победы на парламентских и президентских выборах в Польше правых национал-популистов и евроскептиков. Уход в отставку министра иностранных дел Польши Меллера после вхождения в правительство антиевропейской партии 'Самооборона' лишь ухудшило ситуацию. Результатом же накаляющейся обстановки между двумя странами, по мнению ряда аналитиков, может стать раскол ЕС и НАТО, членами которых являются Берлин и Варшава.
Кстати
Британия уступила Газпрому?
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр исключил возможность того, что члены его кабинета предпримут активные шаги по блокированию возможного предложения Газпрома купить британского поставщика газа Centrica, сообщила газета Financial Times без указания на источник информации. По мнению премьера, Британия должна твердо придерживаться линии на либерализацию европейских рынков.
Как известно, последние месяцы чиновники британского министерства торговли и промышленности, отреагировав на интерес Газпрома к покупке британской компании, стали рассматривать возможность изменения законодательства таким образом, чтобы не допустить этой сделки. Однако Блэр сказал своим однопартийцам, что он не хотел бы идти по этому пути и что любая заявка на покупку со стороны Газпрома должна без опасений рассматриваться британским антимонопольным ведомством.