Год назад, 4 мая 2005 года, когда правящая элита Латвии под охраной огромного количества полицейских отмечала 15-ю годовщину принятия Декларации о государственной независимости, нелатышское население благодаря экс-премьеру Индулису Эмсису впервые воочию увидело, как выглядит национальная политика латвийского государства. Простая такая жирная фига...
Среди тех, кто год назад пришел 4 мая к памятнику Свободы, была группа русскоязычных школьников и активистов Штаба защиты русских школ. Для них 4 мая 1990 года стало той точкой отсчета, с которой в стране началась политика разделения населения на граждан и неграждан и насильственная ассимиляция национальных меньшинств. Выражая свое отрицательное отношение к этой политике, группа, в то время когда руководители государства возлагали цветы к памятнику Свободы, начала скандировать: 'Позор!' - и запустила в небо воздушные шарики с траурными ленточками и надписью Aliens ('Чужак' - такая надпись красуется в паспортах неграждан). Тут-то и случился конфуз. Тогдашний премьер сложил три пальца своей правой руки в оскорбительную конфигурацию.
Главная проблема политики латвийского государства после 15 октября 1991 года - игнорирование прав национальных меньшинств. Как отмечают ученые из Мэрилендского университета США, которые в рамках проекта 'Меньшинства в ситуации риска' изучали положение в Латвии, по этой причине в 1991 году русские, прожившие в Латвии практически всю жизнь, в одночасье оказались 'иммигрантами'. Были приняты дискриминационные законы о гражданстве, языке и образовании, которые поставили нелатышей в неблагоприятное по сравнению с латышами положение. В результате, по мнению ученых, русскоязычная лингвистическая община Латвии сегодня страдает от 'значительной политической, экономической, социальной и культурной дискриминации', и это делает Латвию очень уязвимой, поскольку русскоязычное население более не намерено молча принимать политику подавления своих прав.
Противостояние: новые формы
После прекращения массовых акций протеста против ассимиляционной школьной реформы напряжение в обществе спало. Пришло понимание того, что отменить коверкающую души нелатышей ассимиляционную реформу без демократизации политического режима невозможно. В новой программе политического объединения ЗаПЧЕЛ впервые (!) выдвинуто требование восстановить в Латвии ликвидированное в 1991 году всеобщее избирательное право. Четыре года назад такого требования в программе этого объединения не было, говорилось лишь о необходимости предоставить всем постоянным жителям страны право выбирать самоуправления. Таким образом, теперь в центр противостояния вместо пресловутой школьной реформы сдвигается весь политический режим.
Протест нелатышей против проводимой государством политики насильственной ассимиляции с массовых уличных акций перешел в духовную сферу.
Подтверждений тому множество. Обращенная к предпринимателям акция 'Мы говорим по-русски!', вполне укладывающаяся в рамки латвийского законодательства, и обращенная ко всем жителям от имени ОКРОЛ и других организаций, включая политические объединения ЗаПЧЕЛ и 'Центр согласия', акция 'Георгиевская ленточка' как символ уважения подвига отцов и дедов и одновременно как символ неприятия навязываемой государством фальсифицированной истории Латвии - это лишь примеры последних дней.
А если добавить к этому, что празднование ЛАШОРом Дней русской культуры и образования в Латвии уже несколько лет как стало явлением общегосударственного масштаба, что деятельность Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (ЛАПРЯЛ) приобретает все больший размах и поддержку, что и ОКРОЛ, и РОЛ, и РОВЛ, и другие организации значительно активизировали свою работу по сохранению русской национальной культуры в Латвии, то нужно признать: духовная консолидация русской и русскоязычной общин идет достаточно активно. Очень важно, что правящая элита не контролирует этот процесс и остановить его, как это было сделано в 2004 году с собраниями, митингами и шествиями, сегодня не может.
'Закручивать гайки'
После 1 сентября 2004 года произошло и усиление режима этнократии. Правящая элита не только сохранила, но и усилила политику ограничения прав нацменьшинств и - в целом демократии в стране, создавая тем самым условия для дальнейшего усиления противостояния нацменьшинств и латвийского государства.
Как объявили недавно члены Латвийского комитета по правам человека 'запчеловцы' Владимир Бузаев и Геннадий Котов, в последние годы приняты новые, дискриминирующие неграждан ограничения. Сегодня права граждан и неграждан различаются уже по 70 позициям, в то время как в 1993 году таких различий было 50, а в 1994 году - 65.
Стабилизация режима этнократии и усиление в его политике репрессивной составляющей опираются на поддержку Европы. Недавний визит Рольфа Экеуса и его заявление, что Латвия может экспортировать свой опыт интеграции (читай: насильственной ассимиляции) нацменьшинств в другие страны, - лучшее тому подтверждение.
Поэтому не случайно и то, что, приняв драконовские поправки к закону о собраниях, митингах и шествиях, серьезно ограничивающие право жителей страны выражать свое мнение на собраниях, митингах и шествиях; создав 'прецедент Петропавловского' и преследуя антифашистов и иных противников режима, власть уже не раз замахивалась и на последний, пока еще остающийся в Латвии не изуродованным элемент демократии - свободу слова.
Попытка (правда, неудачная) правых депутатов Сейма изгнать из Европарламента депутата Мартьяна Бекасова за его критическое в адрес латвийского государства выступление; штраф, наложенный на Первый Балтийский канал за показ в августе 2004 года фильма с альтернативной официозу интерпретацией истории стран Балтии в 1939- 1940 гг.; уголовное дело против газеты 'Час'; истерическая попытка запретить показ и ошельмовать содержание фильма 'Нацизм по-прибалтийски' - все это говорит о том, что правящая элита ради сохранения власти готова к дальнейшему ограничению демократии в стране.
Но мы к этому готовы. . .
Виктор ГУЩИН, сопредседатель ОКРОЛ