Конфронтация между Ираном и Соединенными Штатами из-за ядерной программы Ирана скорее всего закончится американскими воздушными ударами по ядерным объектам Ирана.
Практически нет оснований сомневаться в том, что Иран, несмотря на его формальные отрицания, работает не только над ядерной энергетикой, но и над созданием ядерного оружия. Конечно, многие на Ближнем Востоке скептически относятся к заявлениям США из-за ситуации с Ираком. Однако на это можно ответить, что хотя Соединенные Штаты и ошибались самым серьезным образом в отношении иракского оружия массового поражения, Вашингтон не лгал. В конце концов, именно США в итоге объявили о том, что оружие массового поражения в Ираке найдено не было. Если бы мы лгали, мы могли бы утверждать что-либо иное или даже привезти "доказательства" в Ирак посте того, как мы оккупировали его.
В случае с Ираном есть несколько убедительных оснований для того, чтобы верить, что его ядерная программа нацелена на создание ядерного оружия:
- После разоблачений, сделанных оппозиционной группой, иранское правительство было вынуждено признать, что оно на протяжении 18 лет предоставляло Международному агентству по атомной энергии фальсифицированные отчеты.
- Иран до сих пор отказывается от полномасштабного сотрудничества с МАГАТЭ.
- Иран заблокировал давние настойчивые усилия Европы завершить кризис путем переговоров, а также отказался от компромиссного предложения России обогащать уран для Ирана на ее территории.
- У некоторых видов деятельности, осуществляемых этой страной, нет иных технических целей, кроме создания ядерного оружия.
- Президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinezhad) в одной из своих недавних речей намекал на другие ядерные программы Ирана.
- Иран был одной из стран, которым пакистанский ученый-ядерщик А.Хан (A. Q. Khan) передавал технологии создания ядерного оружия.
США считают ядерное оружие Ирана особенно опасным. Иран - это страна с необычайно варварским режимом. Он создал "команды смерти" для убийств собственных граждан в их домах. Он посылал "ударные" группы для убийств диссидентов за границей. Его правительство проявляет наибольшую в мире активность по финансированию, поддержке и организации террористической деятельности.
Более того, этот режим уникально опасен. Ахмадинежад неоднократно призывал к уничтожению Израиля. Также призывал он и к уничтожению Соединенных Штатов. Этому уделялось меньше внимания, вероятно, из-за того, что люди считают, что это труднее осуществить. Однако иранский режим спонсирует убийства американцев везде, где это возможно. Кроме того, "Смерть Америке" является официальным лозунгом этого режима, висящим на стенах и повторяемым в пятничных молитвах.
Именно из-за всех этих причин президент Джордж Буш (George Bush) и члены его администрации заявляют, что они не потерпят ядерного Ирана. Не является ли это проявлением непоследовательности, раз уж мы миримся с ядерным оружием в руках других государств? Совсем чуть-чуть. Мы повсюду стараемся ограничивать распространение ядерного оружия и технологий и смогли убедить несколько стран закрыть их программы создания ядерного оружия. Других мы не смогли остановить. Однако в мире нет другого режима, чьи поступки настолько нарушали бы нормы цивилизованного поведения.
Соединенные Штаты, как все знают, сильно увязли в Ираке, в котором они сделали много ошибок и в который направили слишком много сил. Поэтому Вашингтон не захочет предпринимать военные действия против Ирана.
Если Вашингтон отважится на это, Америке придется заплатить очень высокую цену. Я имею в виду не те различные способы, которыми Иран будет пытаться ответить нам в Ираке, Афганистане или на американской территории. Я имею в виду усиление антиамериканских настроений, которые и без того сильны на Ближнем Востоке и в других регионах. Кроме того, мы можем тем самым усилить иранский режим. Мы знаем, что его антидемократическое правление довольно непопулярно в стране, однако народ может объединиться вокруг него, если мы нанесем бомбовые удары по его стране.
Из-за всего вышесказанного Вашингтон придерживается очень спокойного подхода, поддерживая европейцев и даже русских, надеясь, что их дипломатические инициативы сработают. Однако до настоящего момента этого не случилось и их авторы навредили сами себе. Когда Хавьер Солана (Javier Solana), руководитель Европейского Союза, заявляет, что военный вариант в отношении Ирана полностью исключен, он тем самым дает понять Тегерану, что ему незачем вести добросовестные переговоры. Когда Москва отказывается поддержать в Совете Безопасности ООН введение суровых санкций, она повышает вероятность того, что Тегеран будет продолжать отклонять российские предложения.
В конце концов, если Тегеран по-прежнему не будет соглашаться на отказ от своего стремления к приобретению ядерного оружия, то, я полагаю, Соединенные Штаты будут действовать самостоятельно. Возможность вторжения в иракском стиле равна нулю. Однако США могут осуществить бомбардировки, в ходе которых будет разрушена большая часть иранских ядерных объектов. Нам не нужно будет уничтожать их все для того, чтобы на годы отдалить момент создания Ираном ядерной бомбы. Возможно, эта отсрочка даст достаточно времени иранскому народу, чтобы он освободил свою страну от своих отсталых лидеров.