Государственный министр Каха Бендукидзе заявил журналистам: 'В Грузии будет внедрена апробированная во многих странах мира система, согласно которой отдельно взятая река рассматривается как один объект, со своими берегами, озерами и т.д. Соответственно, одна организация, государственная или частная, осуществляет управление им'.
Аппетит Госминистра не имеет границ: теперь он планирует уже и продажу рек и озер. На эту тему 'Джорджиан таймс' беседует с лидером 'Движения Зеленых' Георгием Гачечиладзе.
'Джорджиан таймс': - Реальна ли приватизация в Грузии наземных вод?
Георгий Гачечиладзе: - Из заявления, озвученного несколько дней назад Кахой Бендукидзе, мы узнали, что в Грузии намерены продавать и реки. Я очень удивился и подумал вначале, что это неправда. Наверное, помните, какое заявление он распространил ранее относительно продажи лесов, и если бы не сильное противодействие с нашей стороны, смог бы осуществить намеченное.
Впрочем, парламенту удалось-таки внести изменения в законодательство и разрешить приватизацию лесов вокруг Тбилиси. Эти леса были разбиты искусственно, и поскольку Тбилиси расположен в котловине, их вырубка создаст нам серьезные проблемы.
Но самым поразительным для меня было то, что предложение о внесении изменений в законодательство внес в парламент президент Грузии, которому предоставлено такое право лишь в чрезвычайных обстоятельствах. А что чрезвычайного в приватизации лесов?!
В мире не существует прецедента приватизации рек! Такое происходило лишь во время феодального строя, когда река, лес представляли собственность феодала.
- Может, наш социальный фон напоминает Бендукидзе эпоху феодализма?
- Крепостничество в Грузии было более гуманным, чем нынешняя власть. Сейчас у нас признаки жестко сформированной диктатуры. Страшный у них аппетит! И плюс к этому, хотят снять с себя и ответственность.
Если пересмотреть концепцию, там написано, что собственник должен сам нести ответственность за качество воды, превенцию наводнений. А власти, наверное, должны на деньги бюджета прогуливаться за границу и проводить время.
Уже в преамбуле любого международного документа о воде сказано, что это не коммерческий продукт, а добро, которым все должны владеть в равной степени. И действительно, раз вода, как воздух, - первейшее условие для жизни, кому дано право присвоить это добро и владеть им, как сказочный великан (дэв)?
- Продажа реки предусматривает и приватизацию ее берегов?
- Тут речь идет о бассейнах. Реки Грузии разделили на три бассейна: Алазанский (с пятью реками), бассейны Куры (с девятью реками и тремя озерами) и Риони (с двенадцатью реками и двумя озерами). А знаете, что означает бассейн Куры - почти всю Восточную Грузию!
В концепции говорится, что владелец сам должен заботиться о чистоте воды. Но все хорошо знают, что Кура в основном загрязняется ядохимикатами из Тбилиси и Рустави, т.е. вся промышленность и хозяйство Тбилиси должны быть переданы под контроль одному человеку? Это ведь глупость!
Каким образом какая-то частная структура должна контролировать весь промышленный потенциал и хозяйственную деятельность Рустави и Тбилиси, чтобы обеспечить чистоту Куры?
Если передают Куру и Алазани частному владельцу, кто же должен тогда регулировать отношения с Азербайджаном? Существуют международные конвенции о регулировании между странами отношений касательно воды. И что же, теперь частное лицо должно регулировать эти отношения с другим государством?!
В последнее время я подозреваю, что они разучились даже читать и писать, настолько поглощены коммерческими интересами. Забыли, что существует законодательство, международные обязательства.
В концепции также написано, что владелец должен осуществлять превенцию наводнений. Знаете, что это значит?! Даже государство затрудняется принимать такие превентивные меры. Представьте, сколько тысяч километров составляет протяженность рек Грузии (приблизительно 60 000 км). А это еще надо умножить на два. . . И разве может все это контролировать нормальный человек?
Они опирались на европейскую директиву, в которой говорится, что страны должны перейти на бассейновое управление. В законодательстве Грузии все это предусмотрено. Но в Европе не имеют в виду, что реки должны быть переданы частной структуре.
- Когда Кура пересечет границы Азербайджана, не появится ли у частного владельца желание распространить свое право собственника и на той территории? Если покупаешь реку у истоков, наверное, должна быть претензия и на нее всю?
- Если договорятся с Алиевым, в этом случае, наверное. . . Все это туманно и абсурдно.
Было сказано, что этот процесс приватизации рек принесет бюджету от 5 до 11 миллионов долларов. Не могу представить, каким образом эти деньги войдут в бюджет. Что, проведут приватизацию и продадут реки на аукционе?
Вот будет интересно, когда кто-то выступит и объявит: продается Кура со своими берегами, лесами, территорией, населением, животным миром, рыбой. . . Кто заплатит больше?!
- В бассейн все перечисленное входит?
- Разумеется! Водная система Куры, фактически, охватывают всю Восточную Грузию.
- А что делать проживающему там населению? Переселиться куда-нибудь или выкупить свою территорию и имение у нового хозяина?
- Ничего не могу сказать! Мы имеет дело с довольно абсурдным явлением. Они настолько помешались на процессе приватизации и до такой степени не могут изыскать другие источники дохода, что осталась только природа. А это огромное богатство.
- Понятно, что хотят продать реки и их бассейны. Но есть и подземные воды, не приватизируют ли также и их?
- Если бассейн передаешь кому-то под контроль, это значит, что должен отдать и подземные воды. Ведь реки в основном питаются дождем, снегом и подземными водами. Это очень серьезный вопрос, так как мы одна из богатейших в мире подземными водами стран.
Сомневаюсь, чтобы, наряду с продажей рек, намеревались отдать в частные руки и подземные воды. Несколько лет назад у восточных стран, в частности, и у Ирана было желание, чтобы из Грузии им поставляли поливную воду. Ведь мы находимся в центре стран, испытывающих дефицит воды. Там питьевая вода стоит очень дорого, и не исключено, что именно с этими проектами связан процесс приватизации, о котором идет речь.
- Кроме того, что в результате приватизации подземных или наземных вод будет учрежден налог для населения, не создастся ли также опасность продажи воды иностранцам?
- Конечно, и это возможно! У нас две тысячи только природных источников минеральной воды (130 млн. литров в сутки, а ресурс подземных вод - 18 триллионов литров.)
Если воды передадут частному сектору, население будет обязано платить налог.
- Который определит кто - государство или собственник?
Должен определить собственник, поскольку по закону он будет обязан нести ответственность. Если используешь воду как ресурс, за это придется платить. А в случае незаконного пользования, наложат штраф. В Грузии есть закон о воде, разработанный нами. Он многое предусматривает и запрещает любую приватизацию.
Но если так продолжится, и они воплотят в жизнь свои намерения, то Грузия как страна в скором времени не будет существовать. Ведь страна состоит из людей и природы. В каком состоянии население, хорошо известно. Если продадим и природу, что же будет называться Грузией?
А что делает парламентская оппозиция? И на что она способна? Нам вовсе не интересно, кто кого обругает и кто кому нанесет удар в челюсть?! Когда решаются государственной важности вопросы, главное - проявить принципиальность и любовь к своей стране.