Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белый Дом верит в силу

Создается впечатление, что американская внешняя политика решает проблемы путем создания новых

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас все говорит о том, что американский президент Джордж Буш оставит своим преемникам наследство, состоящее из трех проблем. Первая - это война в Ираке и конфликт с Ираном. Вторая - огромный дефицит госбюджета и задолженность в сфере общественных финансов. Третья - высокая цена на нефть. Ситуация осложняется тем, что эти три проблемы связаны друг с другом, а это создает дополнительные проблемы при их решении. . .

Напряженность в мире нарастает. Создается впечатление, что американская внешняя политика решает проблемы путем создания новых.

Сейчас все говорит о том, что американский президент Джордж Буш оставит своим преемникам наследство, состоящее из трех проблем. Первая - это война в Ираке и конфликт с Ираном. Вторая - огромный дефицит госбюджета и задолженность в сфере общественных финансов. Третья - высокая цена на нефть. Ситуация осложняется тем, что эти три проблемы связаны друг с другом, а это создает дополнительные проблемы при их решении.

Неоконсерваторы и Ближний Восток

Корни подлинных причины вторжения в Ирак и обострения конфликта с Ираном находятся в идеологических догматах неоконсерваторов. Они пришли к власти вместе с Бушем. В их рядах - Пол Вольфовиц, бывший заместитель министра обороны США, нынешний глава Всемирного банка, такие юристы, как, например, Дуг Фейт, третий человек в министерстве обороны, Скутер Либби - глава канцелярии вице-президента либо Джон Болтон из министерства иностранных дел.

Неоконсерваторы въехали в свои новые кабинеты с чувством незаконченного еще со времен 'Бури в пустыне' дела - тогда Саддам Хусейн был выдавлен из Кувейта, но остался у власти. Целью неоконсеваторов стал захват Багдада. Основу для изменения настроения общественности США заложила трагедия 11 сентября 2001 г. Акцию в Ираке 'обеспечило' и обоснование ее необходимости выдуманной информацией о том, что Саддам владеет оружием массового поражения. К этому всему добавились представления о том, что богатый нефтью Ирак сам обеспечит ресурсы, необходимые для финансирования окупации. Согласно сегодняшним оценкам Джозефа Стиглица, вторжение в Ирак обойдется американским налогоплательщикам приблизительно в один триллион долларов.

Неоконсерваторы типа Роберта Кагана, книга которого 'Лабиринт силы и рай слабости' имела успех и в Чехии, обосновывая вторжение в Ирак, подчеркивали, что 'американцы - марсиане по своей сути, а европейцы - с Венеры'. Этим они хотят сказать, что общественное мнение США поддерживает военное вторжение, в то время, как европейцы склоны к пацифизму. Действительно, в начале интервенции в Ирак Джорджа Буша поддерживало приблизительно 60% американцев. Сегодня, согласно последним данным службы Gallup Poll, с политикой Джорджа Буша согласны лишь 36%, по данным службы Harris Poll - 35% американцев. Неоконсерваторы так и не увидели различий между медиально созданным консенсусом во взглядах и устойчивыми убеждениями американцев. При этом в начале как корейской, так и вьетнамской войн действия США поддерживало большинство населения, но к концу этих войн отношение большинства общественности было негативным. Американская общественность весьма непостоянна в своих взглядах и не склонна к тому, чтобы приносить жертвы на протяжении длительного времени.

Война в Иране

У войны в Ираке конца пока не видно. Представление о том, что выходом из ситуации являются демократические выборы в оккупированной стране - это иллюзия, которая не оправдала ожиданий еще в Южном Вьетнаме. Не стоит забывать и о том, что накануне американского вторжения в Ирак все аналитики говорили о кризисе исламского режима в Иране. Через четверть столетия после революции иранская общественность была утомлена властью аятолл. Избранный США способ 'решения' иракской проблемы влил в режим 'новую кровь', что вылилось в победу на президентских выборах столь критикуемого Белым Домом Ахмадинеджада.

До сих пор так не подтвержденные доказательствами обвинения направлены против ядерной программы Ирана. Но масштабная американская интервенция в Иране представляется мало реальной. Несмотря на то, что нельзя исключить поражение Тегерана в длительной войне, США, судя по развитию событий в Ираке, будут не в состоянии осуществить оккупацию Ирана ни с военной, ни с экономической точки зрения. Реализация плана нанесения точечных ударов по иранским ядерным объектам сталкивается с большой проблемой в виде вероятного ответного удара. Состоящая из шиитов иракская милиция угрожает восстанием в случае удара по Ирану. Иран заявляет, что провел испытания новой торпеды и крылатой ракеты. Их использование против американской флотилии могло бы серьезно изменить военную стратегию начала 21 века: возможное уничтожение авианосца означало бы конец морского превосходства США. Обстрел американских баз в Ираке ракетами среднего радиуса действия также мог бы изменить ситуацию самым драматическим образом.

Богачи богатеют

Военный удар по Ирану также означал бы серьезное ухудшение международной ситуации, поскольку Иран - незаменимый игрок в глобальной экономике. Двадцатилетние соглашения на поставки нефти в Китай, планирумый газопровод из Ирана в Индию через Пакистан, место Ирана в OPEC - это все примеры незаменимости Тегерана с точки зрения стабильности цен нефти. Цифры говорят сами за себя: когда Джордж Буш был избран президентом Белого Дома, баррель легкой нефти стоил на бирже в Нью-Йорке около 12 долларов, сейчас - более 70 долл. Понятно, что эта ситуация устраивает крупных монополистов, в том числе, и те техасские компании, которые традиционно поддерживают Буша - ExxonMobil, к примеру, в прошлом году получила рекордную чистую прибыль в размере 36 млрд.долл., Chevron, частью которого в 2001 г. стала фирма Texaco, - 14,1 млрд. Однако, последние скачки цен на бензин могут вызвать панику среди американских потребителей - в 1999 г. галлон бензина стоил около 1 долл., сейчас его цена превышает 3 долл. Похоже, что для Джорджа Буша все же существует верхняя граница политической приемлемости цен на нефть.

Джордж Буш пришел в Белый Дом в то время, когда государственный бюджет был профицитным. По сведениям, предоставленным администрацией президента, в 2000 г. бюджетный профицит составлял 236,2 млрд.долл., предполагаемый дефицит бюджета в этом финансовом году ожидается в размере 423,2 млрд.долл. Долг общественных финансов вырос с 533,2 млрд. долл. в 195 г. до 7,4 трилл.долл. и продолжает расти. В то время он составлял 2 475 долл. на одного американца, сегодня - 26 832 долл. О подлинной стоимости доллара в такой ситуации остается только догадываться.

Администрации Джоржа Буша удалось опровергнуть мнение о том, что демократы (в европейских условиях - социал-демократы) несут с собой разбазаривание средств, в то время, как либералы - политику сбережения. Налоговая реформа Буша привела к снижению доходов бюджета, но вовсе не к обещанному экономическому росту. В то же время, расходы правительства лишь нарастали.

Гонка вооружений и увеличение рисков

Наиболее существенными статьями расходов федеральных властей являются военные расходы. Причем расходами на войну в Ираке дело не ограничивается. По сведениям Стокгольмского института мира, мировые военные расходы в промежутке с 1995 по 2004 г. возрастали ежегодно приблизительно на 2,4%, но уже в промежутке с 2002 по 2004 годы - на 6% каждый год.

И мотором этого роста являются расходы США: бюджет министерства обороны США в 2000 г. составлял 281,2 млрд.долл., а в прошлом - 474,4 млрд. При этом в Соединенных Штатах не все программы финансируются из бюджета министерства обороны.

За американской гонкой вооружений не стоит война с терроризмом. В американском журнале Foreign Affairs недавно была опубликована статья авторов Кейра Либера и Дарила Пресса, названная 'Возникновение ядерного преимущества США'. В статье идет речь об интенсивном ядерном переворужении США уже после окончания 'холодной войны'. Целью этого переворужения было получение такого перевеса, который позволил бы осуществить нападение на Россию и Китай. Авторы этого анализа утверждают, что российский и американский ядерный арсеналы могут быть уничтожены неожиданным нападением со стороны США, а возможные оставшиеся ракеты будут перехвачены системой ПРО. Поэтому на прошлой неделе Россия сообщила о проведении новых испытаний своих стратегических ракет. По словам российского министра обороны Сергея Иванова, выступившего на пресс-конференции в Пекине, новая генерация ракет гарантирует безопасность России до 2030-2035 годов.

Однако, усилия Соединенных Штатов обеспечить свою гегемонию не ослабевают. Речь уже идет не только о вступлении в НАТО Украины и Грузии, но и о строительстве новой базы НАТО в Черниговской области на Украине - то есть, как можно ближе к Беларуси и Москве. Россия уже сообщила о поставках в Беларусь систем противовоздушной обороны С-300. В рамках предупреждения нападения неизвестного противника ведутся разговоры о строительстве новых американских баз в Польше и Чехии. Они должны будут обеспечить перехват ракет, нацеленных на США. Наверняка не из Ирана.

И хотя в Чехии все делают вид, что речь идет лишь о технической проблеме, совершенно понятно, что это военная и политическая проблема.

Если Россия собирается предотвратить нанесение первого удара, то ее ракеты будут направлены именно на такие базы. Это будут либо крылатые ракеты либо ракеты среднего радиуса действия. Несмотря на то, что они запрещены договором, это соглашение можно разорвать. Так поступила администрация Буша с Договором о противоракетной обороне. Результатом строительства таких баз в Чехии было бы ухудшение ситуации с безопасностью нашего государства. Но и это не все: ухудшилась бы политическая ситуация во всем мире.

Дипломатия и конфронтация

Летом состоятся два саммита. В июне в Шанхае пройдет встреча высших представителей государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Она объединяет шесть стран, среди которых Китай и Россия, и четырех наблюдателей - Иран, Пакистан, Индию и Монголию. Пока эта организация нацелена на решение внутренних проблем. Но если США будет по-прежнему вести себя так, как ведут сейчас, ШОС начнет высказываться и по поводу международных проблем, таких, как Иран или Северная Корея.

В июле в Санкт-Петербурге состоится саммит G8. В повестке дня саммита будет предложенная Россией - хозяйкой форума - тема энергетической безопасности в условиях взаимозависимости. Во время состоявшейся на прошлой недел встречи министров G8 Соединенные Штаты предлагали включить в программу также проблему российской политики по отношению к Беларуси, Молдавии и Грузии. Это была реакция на неуступчивость России в вопросе Ирана и готовность Москвы вести переговоры с новым палестинским правительством.

Очевидно, что напряжение в международных отношениях нарастает. И многое свидетельствует о том, что это надолго.

Автор является сотрудником журнала Slovо

__________________________________________________________

Источник: Rusko v globalni politice