Мы самая большая демократия в мире. Хорошо, можно уточнить - самая густонаселенная демократия в мире. Мы одна из немногих древних цивилизаций мира с завидным наследием и уникальными достижениями в языках, архитектуре, науке, искусствах, культуре, музыке, поэзии. Мы имеем завидные трудовые ресурсы с огромным человеческим потенциалом, о которых только мечтают многие нации. Мы имеем богатые природные ресурсы, шахты, уголь, запасы воды, жаждут которых и другие страны. Мы имеем небывало плодородные земли для сельского хозяйства, цветоводства, выращивания невиданных для других стран овощей и фруктов. У нас развитая индустриальная база, способная производить от швейной иголки до космического спутника.
Мы имеем географическое расположение, о котором многие могут только мечтать. А наше климатическое разнообразие с его природными чудесами вполне достойно быть предметом тоски для тех, кто когда-либо видел его. Мы имеем традицию единства в разнообразии, с которой могут сравниться немногие страны. Наши литературные, интеллектуальные и религиозные достижения признаны всем миром. Наш научный потенциал и оборонные способности не каждому по плечу. Наши вооруженные силы имеют такую репутацию дисциплинированности, доблести и патриотизма, что многие страны посылают свой персонал поучиться в Индию. Мы доказали многим развитым странам, что такое наши армия, флот и военно-воздушные силы. Наши доктора, инженеры, медсестры, преподаватели, студенты, ученые, экономисты просто первоклассны. Наши семейные ценности также признаны миром.
В своей собственной ореховой скорлупе мы, по сути, имеем практически все, для того, чтобы стать 'сверхдержавой'.
И все же, на нашем 59-ом году независимости, Индия - страна без друзей, одна-одинешенькая в своей роскошной изоляции.
Вы когда-либо задавались вопросом почему?
Наши отношения с соседями полны неприятностей. Пакистан, с которым мы когда-то были единой страной, сейчас наш заклятый враг. Бангладеш, страна, которую мы освободили от тисков мусульманского ига, теперь стала страной, находящейся под влиянием сумасшедших религиозных лидеров и рассадником исламистского терроризма. Шри-Ланка втянута в гражданскую войну с 'Тиграми освобождения Тамил Илама', считая нас ответственными за их проблемы; и доверяя Китаю и Пакистану больше, чем нам. Непал, кроме нас одна единственная индуистская страна в мире, имеет собственные проблемы, ответственность за которые она возлагает на своего старшего брата Индию.
Естественно, что Китай хотел бы видеть нас слабее, чтобы наше растущее влияние не подорвало его господства и гегемонии в Азии да и в мире. Страны азиатско-тихоокеанского региона утомлены тем, что мы с Пакистаном, словно кошка с собакой, увязли в вечной борьбе, что давит на весь субконтинент и препятствует продвижению вперед всего блока. Ни один из наших соседей открыто не поддерживает нас на любых мировых форумах; а на деле выступают против нас по любому поводу и при первой же возможности. Мы тот старший брат для каждого нашего соседа, которого терпеть не могут, но при этом требуют уступок и помощи; причем, некоторые даже просят нас отдать штат Джамму и Кашмир в знак великодушия настоящего 'старшего брата'.
Ни одна из супердержав мира не поддерживает нас открыто в ООН. Несмотря на то, что мы имеем право быть постоянным членом Совета Безопасности ООН, мы должны просить каждого Тома, Дика или Гарри из таких стран как Нигер или Чад, поддержать наши законные требования! США предоставляют нам поддержку тогда, когда это нужно им самим; но когда они стоят перед выбором надежного и заслуживающего доверия партнера, они открыто выбирают Пакистан, чтобы сохранить 'нулевую ничью' в нашей бесконечной игре с Пакистаном. При этом США не упускают возможности выкрутить нам руки, свидетельством чему стало последнее ядерное соглашение.
Россия слишком надломана и слаба, чтобы серьезно нам помочь. Китай открыто ненавидит нас вместе с потрохами и, щеголяя своей армией, индустриальной базой и правом вето в Совете Безопасности ООН, пренебрежительно обходится с нами, посыпая солью наши северо-восточные раны. Франция, Великобритания и остальная часть Европы рассматривают нас как большой рынок, но не любят нарастающую силу 'цветной нации'. Они предпочитают иметь дело с белокожим канадцем, чем позволять одному из наших индусов взять под свой контроль их стальной бизнес, несмотря на то, что он доказал финансовую, организаторскую и индустриальную силу. Пакистан получает помощь от всех этих стран, в том числе покупает у них оружие, которое направлено против нас. Мы боимся выразить поддержку Израилю, такой же жертве исламского соседства, как и мы сами, из страха противостоять арабскому миру, который никогда не поддерживал нас. Исламский мир предпочитает помогать и поддерживать исламскую страну, а не индуистскую нацию 'неверных', несмотря на то, что мы имеем большее число мусульман, чем многие из исламских государств.
Африка - сама такой же пария в мире, чтобы поддержать нас. Но даже там, Южная Африка и Египет скорее наблюдают, как мы корчимся, чем пытаются помочь нам. Латинская Америка просто слишком далека, для того, чтобы беспокоиться и думать о нас. Индонезия, Малайзия, Сингапур, Афганистан - перечень можно продолжить, но мы не имеем 'настоящих' друзей ни в одном их них.
Результат таков - мы не имеем никакого долгосрочного пула друзей в Европе, ни в Азии, ни в Африке, ни в США, Латинской Америке, Израиле и арабском мире, несмотря на то, что мы обеспечиваем идеологическую, моральную и финансовую поддержку всем до одного. Наш миротворческий контингент самый большой в войсках ООН по поддержанию мира, но едва ли мы занимаем значимое место в устройстве мирового порядка.
Вы когда-либо задавались вопросом - почему?
Возможно, это происходит оттого, что, будучи слабой страной, мы чрезмерно морализировали о тех проблемах, которые вовсе не касались нас. Наши политики неприсоединения оставили нас в одиночестве, мы не союзник никому и, следовательно, никто не союзник нам. Хотя некоторые могут упрекнуть нас в лицемерии, поскольку мы всегда были союзником СССР. Тем не менее, сейчас мы остались один на один с этим миром. Ибо, перефразируя известную поговорку, можно сказать, что в новом мире 'друг в нужде мне не друг'. А если вы хотите иметь надежного друга на всю жизнь, станьте сначала сами таким другом. Вместо того чтоб иной раз смолчать, мы начинаем читать лекции нашим друзьям, прекрасно понимая, что в дружбе никто не любит морализаторства и идеалистических проповедей.
Пришло время для переосмысления нашей ядерной, внешней, внутренней, индустриальной, политики вообще как таковой для того, чтобы она отвечала нашим собственным национальным интересам. Как в политике, так и в дипломатии нет никаких долгосрочных друзей или долгосрочных врагов. Самое важное, - долгосрочные интересы страны, которые определяют политику любой страны. К сожалению, мы были слишком идеалистическими, слишком поучающими, слишком бестактными и слишком моралистическими о нашей политике. Еще не слишком поздно переосмыслить как сделать так, чтобы ни одна страна была не в состоянии шантажировать нас и использовать в своих интересах наши слабости.
В конце концов, все эти страны или альянсы нуждаются в нашем рынке, наших товарах, наших трудовых ресурсах, и нашем секторе обслуживания ровно столько, сколько мы нуждаемся их.