Участник проходящей в Вильнюсе международной конференции 'Общее видение общего соседства', бывший советник президента России по экономическим вопросам, а ныне руководитель Института экономического анализа Андрей Илларионов обвиняет Евросоюз (ЕС) в том, что тот не заботится об интересах своих новых членов, в том числе Литвы.
Влиятельный экономист вчера дал эксклюзивное интервью 'Республике'
- Что Вы думаете о сделке государства-члена ЕС Германии и России относительно газопровода, который проляжет по дну Балтийского моря, в обход балтийских стран и Польши? - спросила вчера 'Республика' А.Илларионова.
- Всегда важно иметь как можно больше каналов поставки энергоресурсов, поскольку, если такой будет один, его можно будет легко закрыть не только по политическим причинам, но и вследствие аварии, пожара, землетрясения или теракта.
Оценивая только экономические аспекты, нужно лишь порадоваться, что такой газопровод будет проложен. Это, прежде всего, выгодно потребителям, которые находятся за западной границей России. В настоящий момент в этом регионе имеется только один поставщик энергоресурсов - Норвегия, поскольку прежде игравшая эту роль Великобритания сегодня является только импортером газа и нефти.
В последнее время в Европе раздается много обвинений в адрес России и это можно понять. Однако я не понимаю, почему Европа не говорит, чего она сама хочет, не сформулирует принцип, каким образом российский газ, доведенный до Германии, будет распределен между всеми желающими членами ЕС.
Мне совершенно понятна озабоченность балтийских стран и Польши из-за этого газопровода, с другой стороны, ваши государства до сих пор не имеют общей позиции в отношении создания общего энергетического рынка Европы. Когда это будет сделано, станет неважно, в какую точку Европы придет газопровод из России.
- Почему Литва, как и другие оставшиеся в стороне ее соседи, чаще всего обвиняет Россию, а не Германию?
- Россия воспринимает ЕС как одно неделимое образование, поэтому данное сообщество и называется Европой, а не какой-нибудь Германией. Но когда речь идет о газопроводе, очевидно другое. Член ЕС Германия заключила сепаратный договор не с членом ЕС Россией и, обойдя других членов союза, даже не обратила внимания на их озабоченность.
Тут и возникает политический вопрос. Все потребители российского газа на Западе, казалось бы, равны, но оказывается, что это не так. Когда есть один поставщик и много потребителей, выигрывают именно они. Сейчас же сложилась иная ситуация.
Политическая проблема газопровода кроется гораздо глубже. Трубопровод в Западную Европу будет проложен не как шестиполосная автомагистраль, а как одна ветвь, которая будет заканчиваться в Германии. Поэтому газ будут получать немцы, от которых и будет зависеть, как они им воспользуются - все ли они будут расходовать сами или поделятся с Европой. С позиции Литвы, других стран Балтии или Польши, критиковать за газопровод нужно не Россию, а именно Германию. Это государство, будучи таким же равноправным членом ЕС, как и Литва, перед тем, как советоваться с Россией о прокладке газопровода по Балтийскому морю, прежде всего, должна была проконсультироваться с литовцами и всеми другими, кто заинтересован покупать российский газ.
- Не кажется ли Вам, что руководители стран Балтии и Польши поздно спохватились в отношении этого газопровода?
- Сегодня в Вильнюсе проходит конференция, на которой речь идет о добрососедских отношениях между государствами, но, прежде всего, такое добрососедство должно присутствовать в самом ЕС. Логично, что, договариваясь о газопроводе, не нужно было распределять государства на первосортные и второсортные. И сделала это не Россия, а член ЕС - Германия.
Я слышал, что в Брюсселе недавно говорил министр обороны Польши Радек Сикорский, который сравнил сооружение российско-германского газопровода с пактом Молотова-Риббентропа. Да, Россия может взять на себя часть вины, однако в экономическом аспекте этот трубопровод будет подарком для потребителей ЕС.
Проблема в самой Европе, и Германия как ее член должна была проконсультироваться со странами Балтии и Польшей. Тем более что эти государства критиковали на высшем уровне идею газопровода еще с прошлого года. То, что сейчас говорит министр Р.Сикорский, лишь подтверждает, что такие консультации не проходили или проходили не так, как следовало.
Полагаю, что это первейшая внутриполитическая проблема членов ЕС, тем более что все чаще говорится об идее создания энергетической сети Европы. На Вильнюсской конференции я почувствовал, что литовцы лучше договариваются с россиянами или поляками, нежели с представителями этих стран общаются старожилы ЕС.
Не опасаясь показаться неполиткорректным, скажу еще вот что. Мне доводилось слышать версию, что газопровод должен проходить через страны Балтии, которые будут еще и зарабатывать на транзите. Это не просто слабый аргумент, а вообще никакой. Если литовцы собираются зарабатывать таким образом, они ничем не будут отличаться от российской власти.
- Какое будущее ждет 'Мажейкю нафта'?
- Эта история так запутана, что в настоящее время я даже не могу что-то определенное сказать. Завод принадлежал концерну 'ЮКОС' (у 'ЮКОСа' 53,7% акций литовского нефтекомплекса 'Мажейкю нафта', продажа которых недавно была запрещена судом Нью-Йорка - прим. перев.), но, насколько я знаю, его акции власти Литвы запретили продавать. Я не хотел бы это комментировать, но с позиции международного права ясно, что завод принадлежит 'ЮКОСу', а всяческие запреты лишь на пользу тем, кто нелегально или даже криминальным способом завладел другими активами 'ЮКОСа'.
- Каким Вы видите сотрудничество Литвы и России в будущем, станут ли когда-нибудь отношения между этими государствами дружественными?
- Хотя мы соседи, говорится только о возможном сотрудничестве, но не о дружбе. Дружба возможна лишь между людьми, политиками, предпринимателями, но не государствами.
Можно взять в пример и Литву - с некоторыми соседями ваша страна сегодня дружит, но история свидетельствует о том, что когда-то эти отношения были очень плохими. Я говорю не о России.
- Почему Вы ушли из команды президента В.Путина, отказавшись от столь влиятельного поста?
- Потому, что Россия перестала быть свободным и демократическим государством. Пятнадцать лет наша страна была абсолютно свободна политически. Позже она стала свободной лишь отчасти, а в прошлом году оказалась в списке несвободных государств.
Очень большая разница - работать в администрации руководства частично свободной страны и с такими людьми, которые сделали государство несвободным.
- Становится ли Россия таким же авторитарным государством, как и Белоруссия?
- Это не мое мнение, а факты. В нашей стране происходит деградация всех институтов государства и гражданского общества почти в таком же темпе, как и в Белоруссии. У соседей это началось немного раньше, но линии параллельны.
- Вы скорее пессимист или оптимист?
Пессимист - это хорошо осведомленный оптимист.