Сложно комментировать высказывание польского министра обороны Радека Сикорского (Radek Sikorski) о том, что строительство Северного газопровода из России в Германию через Балтику вписывается в традицию пакта Молотова-Риббентропа, поскольку оно выходит за рамки всех политических норм.
Прежде всего, вопросы, касающиеся экономических отношений, не должны комментировать политики, и уж точно не министр, отвечающий за военное ведомство. Строительство газопровода, вопрос о транзите газа - это проблемы, в контексте которых слова министра обороны звучат, по меньшей мере, гротескно. Не говоря об остальных последствиях этого заявления, а также его целесообразности и эффективности, очевидно, что оно не поможет и без того плохим отношениям между Москвой и Варшавой. С полной уверенностью можно сказать, что Россия проинтерпретирует это высказывание как враждебную декларацию.
Если польская сторона считает вопрос Северного газопровода существенным для своих интересов, то я предлагаю ей начать осмысленный диалог, а не тратить энергию на импрессионизм, представленный министром Сикорским. Думаю, что Варшава должна изменить свой подход не только к отдельным государствам, но и к политическому процессу вообще. Язык комплексов и требований - не лучший способ ведения политики. Мы, россияне, его понимаем, потому что в свое время сами к нему привыкли, но в этой игре участвуют и другие игроки, с которыми следует разговаривать в другом стиле. Нельзя так, как Польша, исходить из позиции слабости, требуя компромиссов, уступок и льготных условий, ссылаясь именно на слабость. Это говорят комплексы, и ведет это к паранойе. Нужно искать рациональный язык политики. С Германией нам удалось наладить разумный диалог. Канцлер Ангела Меркель оказалась необычайно трезвым политиком и сумела найти общий язык в диалоге с Россией. Но нельзя обвинять ее в плетении какого-то заговора против Польши, потому что это очередная паранойя. В российско-немецких отношениях есть место для прагматичного диалога, ориентированного на взаимную выгоду двух стран, а не на то, чтобы вредить Польше.
Я понимаю, что с польской стороны сейчас воцарилась атмосфера истерии, а в такой ситуации сложно пользоваться рациональными аргументами, сложно что-либо объяснить. Однако это не проблема России, и Польша должна, наконец, это понять. Именно поляки должны проявить инициативу, постараться принять какое-то участие в этом проекте вместо того, чтобы предъявлять бесконечные претензии.
Хотя Северный газопровод не имеет такого значения, какое ему хочет приписать Польша, Варшава могла бы разыграть эту карту с пользой для себя. По моему мнению, в данный момент самым разумным шагом было бы использовать саммит лидеров государств G8 для конструктивных переговоров, предложения конкретных решений.
Наши две страны могли бы, например, выступить с предложением модификации Европейской энергетической хартии, которая сегодня дает преимущество импортерам газа. Польша должна стремиться к тому, чтобы принимать участие в транзите газа; тогда она окажется ближе к России, и внесение изменений в этот документ будет выгодно ей, так же, как и нам. Нынешняя политика и стиль действий Польши не приносят результатов, которые были бы полезны для вашей страны. Пока они лишь создают исключительно неприятную атмосферу и ведут к ухудшению образа Польши, особенно, в глазах россиян.
__________________________________________________________
Чувствительность Польши ("Polonia", Польша)
Россия "наступила на старые грабли" ("Polonia", Польша)
Глеб Павловский: "Мы предпочитаем консервативных президентов" ("Wprost", Польша)