Может быть, вы этого еще не слышите, но русский медведь снова зарычал. Пока внимание администрации Буша приковано к войне против терроризма в Афганистане и Ираке, американо-российские отношения постепенно ухудшаются. О новой Холодной войне речь не идет - по крайней мере, пока - но и сотрудничество 1990-х ушло в прошлое: сегодня между нами возникли серьезные разногласия.
Теперь уже очевидно, что президент Джордж У. Буш ошибся в оценке, когда заявил после первой встречи с российским лидером Владимиром Путиным, что заглянул ему в глаза и понял: с этим человеком можно иметь дело. Виноваты в нынешней ситуации как Москва, так и Вашингтон. Путин оказался скорее 'самодержцем' - вроде прежних русских царей, а не демократическим лидером 'нового типа'. Он урезает гражданские свободы, подвергает гонениям правозащитные организации, и проводит ренационализацию в важнейших секторах экономики. В стране процветают кумовство и коррупция. Российская демократия еще не умерла, но жизнь в ней теплится едва-едва. Во внешней политике Россия зачастую выступает в качестве антагониста Запада. Путин не участвует в усилиях международного сообщества, призванных побудить Иран отказаться от создания ядерного оружия, заявил, что будет оказывать финансовую помощь 'ХАМАС', хотя США и даже ЕС решили ее приостановить, и проявляет агрессивную враждебность в отношении независимых государств бывшего СССР. Решение о временной приостановке поставок газа на Украину из-за ценового спора вызвало сильнейший 'озноб' у всех стран, зависящих от российских энергоносителей.
Администрация Клинтона, а затем и Буша, проигнорировали глубокое чувство незащищенности, которое вызвало у России расширение НАТО вплоть до ее границ. К сожалению, предостережение Джорджа Кеннана (George Kennan) - 'человека-легенды' американской дипломатии - о том, что расширение НАТО стало величайшей ошибкой Запада за всю постсоветскую эпоху, еще может оказаться пророческим. Утверждения о том, что Россия относится к этому процессу равнодушно, поскольку Путин не выступил против него публично - всего лишь иллюзии. Прагматик Путин просто понял, что расширение альянса - свершившийся факт, и предпочел не создавать впечатления о собственном бессилии тщетными попытками его предотвратить. Однако его дела говорят сами за себя.
Буш также старался воздерживаться от прямой критики жестоких действий России в борьбе с терроризмом, поскольку нуждался в сотрудничестве с ее стороны по некоторым направлениям собственной войны с террором. Кроме того, в этом вопросе он ощущал, что они с Путиным - товарищи по несчастью. В результате США фактически обходили молчанием подавление Путиным гражданских свобод и нарушение прав человека.
Все это говорит о том, что на Петербургском саммите 'Большой восьмерки' в июле этого года (он впервые пройдет в России) серьезных 'неловкостей' не избежать. Хотя первоначально Россия не была членом этого клуба промышленно развитых демократических стран, куда входят США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, на последних саммитах ее включили в состав 'восьмерки', чтобы побудить Москву продвигаться к рыночной экономике и демократии. Путин утверждает, что сегодня Россия стала частью Европы. Однако при нем Россия действует не так, как подобает европейской державе в 21 веке. Кроме того, есть опасения, что после саммита, когда она перестанет быть в центре внимания, ее поведение по отношению к Западу станет еще более вызывающим. Да, мы снова слышим рычание медведя, и пора уже администрации Буша уделить отношениям с Россией больше внимания. Вчера, выступая на встрече в Литве, вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) уже подверг Россию критике за историю с прекращением поставок газа Украине. Это не означает возврата к политике конфронтации и сдерживания. Россия все еще остается довольно слабым государством, и путь ее дальнейшего развития пока не определился. Кроме того, по некоторым важным направлениям наше сотрудничество продолжается - например, в обеспечении безопасности ядерных материалов на территории бывшего СССР. Однако отношениям с Россией необходимо уделять намного больше внимания и придавать намного больше значения - начиная уже с предстоящего саммита.
Джеймс Кларфелд - обозреватель и заведующий отделом передовиц 'Newsday'
____________________________________________________________
Напряженные отношения между Бушем и Путиным ("United Press International", США)
Россия и США снова скатываются к знакомому "охлаждению" ("Christian Science Monitor", США)
Действия Путина вынуждают Буша корректировать курс ("The International Herald Tribune", США)
Америке нужно быть прагматичной с Путиным ("The Financial Times", Великобритания)
Россия: когда она нужна, ее нет ("The New York Times", США)