Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ираклий Менагаришвили: 'Мы можем покинуть СНГ без особых потерь'

По мнению бывшего министра иностранных дел, Грузия находится в условиях торговой войны с Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как в Грузии, так и в России политические дебаты в основном рассчитаны на внутреннего потребителя. У Грузии есть вполне реальный шанс для реализации своего стратегического выбора, и если ее отношение к России изменится и политика станет более тонкой, это только положительно скажется на достижении намеченных целей

'Трудно представить выход из СНГ как вопрос независимый. Сейчас СНГ - совершенно безопасное пространство для Грузии и нахождение в нем не сковывает нашу власть в свободном политическом выборе.

Дебаты по этому вопросу носят характер лишь громкой дискуссии. В условиях хорошо продуманной, разумной стратегии можно делать государственное дело и в рамках СНГ, и вне их',- заявил в беседе с 'Джорджиан таймс' бывший министр иностранных дел, директор 'Центра стратегических исследований' Ираклий Менагаришвили.

- Приблизительно месяц назад в интервью 'Джорджиан таймс' Эдуард Шеварднадзе сказал, что готовил вас в будущие президенты. . .

- Об этом надо спрашивать у него. Мне же на этот счет ничего не известно, и для меня это действительно была новость.

- Хочу спросить о российско-грузинских отношениях. Оппозиция заявляет, что с Россией надо говорить на языке дипломатии, власть же не избегает делать радикальные заявления. По вашему мнению, какую политику должны проводить власти Грузии в отношении России?

- Этот вопрос содержит различные элементы, но попытаюсь выделить основное. К сожалению, противостояние между Россией и Грузией - это все еще не завершенный процесс распада Советского Союза. Все остальное - проявление этого процесса.

Сегодня противостоят не воля и правила поведения конкретных политиков, а два противоречащих друг другу проекта: государственный проект Грузии и государственный проект России.

Нынешнее, действительно, тяжелейшее состояние российско-грузинских отношений не является самым трагичным. Несколько лет назад Россия применяла против Грузии даже оружие, и борьба с чеченскими террористами была лишь поводом для бомбардировок наших территорий.

- Можно ли в этих условиях выйти из существующего противостояния с наименьшими потерями?

- Конечно. Но та риторика, к которой прибегают обе стороны, абсолютно не приемлема. Думаю, усилия должны быть направлены на ускорение тех процессов, которые именуются осуществлением стратегических интересов Грузии.

- Победит ли Грузия в противостоянии с Россией, если продолжит действовать в отношениях с ней теми же методами?

- Как в Грузии, так и в России политические дебаты в основном рассчитаны на внутреннего потребителя. У Грузии есть вполне реальный шанс для реализации своего стратегического выбора, и если ее отношение к России изменится и политика станет более тонкой, это только положительно скажется на достижении намеченных целей.

К тому же, Россия лишится некоторых поводов, которые активно использует в идеологической войне против Грузии как на международной арене, так и на внутреннем фронте.

- Находимся ли мы в состоянии холодной войны с Россией?

- На протяжении последних двух-трех лет наши отношения с Россией в разных аспектах совершенно непохожи. К примеру, соглашение о базах, энергетическая агрессия, и, наконец, торговая война - это явления, радикально отличающиеся друг от друга.

Россия приняла предложение Грузии относительно сроков вывода своих баз и в то же время предприняла шаги, направленные на экономический террор. Это - не холодная война, но в условиях торговой войны мы действительно находимся.

- Насколько необходим для Грузии выход из СНГ?

- Выход из СНГ трудно представить как независимый вопрос. Сейчас СНГ - совершенно безопасное пространство для Грузии и нахождение в нем не сковывает нашу власть в свободном политическом выборе. Так что мы можем покинуть СНГ без особых потерь.

Дебаты по этому вопросу носят характер только громкой дискуссии. В условиях хорошо продуманной, разумной стратегии делать государственное дело можно и в рамках СНГ, и вне их.

- Какую роль играет Америка в российско-грузинских отношениях?

- Не будем рассматривать Америку только как одного игрока. Лучше говорить о западном мире, так как относительно Кавказа интересы и тактика Америки и ее атлантических союзников совпадают. После распада Советского Союза они играют значительную роль в управлении процессами.

Поэтому сотрудничество с этими ведущими структурами мира имеет принципиальное значение для нашей внешней политики. Сегодня мы много говорим о военном строительстве и программе подготовки вооруженных сил Грузии. Это американский проект, и это очень важная поддержка.

Во время бомбардировки Панкисского ущелья и в преодолении первого газового кризиса Америка и Евросоюз сыграли позитивную роль, так что они в основном выполняют положительную функцию.

- Как настроены к Грузии страны международного сообщества? Говорят, что степень доверия к 'розовым' властям значительно снизилась. . .

- В данном случае процессы развивались естественным порядком. 'Революции роз' превратила Грузию в страну, вызывающую заинтересованность и надежду. И когда потом критические ноты все более усилились, этого можно было ожидать. Со страны, на которую возлагают большие надежды, больше и спрашивают.

Сейчас Запад требует от Грузии срочно провести правовую реформу, утвердить верховенство закона, и это предпосылки успешного проведения всех реформ. Потенциал доверия и заинтересованность не являются неисчерпаемыми, и этот кредит надо обязательно использовать эффективно.

- Как Вы оцениваете визит в Санкт-Петербург Нино Бурджанадзе? Оппозиция заявляет, что политика нашей власти ограничивается лишь громкими заявлениями, а экономика между тем переходит в руки России?

- Я воздержусь от комментариев множества тех оценок, которые раздаются у нас со стороны как власти, так и оппозиции. Считаю, что визит Бурджанадзе был необходим, и он не имел отрицательных аспектов. Более остро на юбилейных мероприятиях не говорят, хотя те вопросы, которые там следовало поднять, были оглашены.

Здесь же надо сказать и о том, что участие в праздничном мероприятии не является самым эффективным средством разрядки напряженности.

- По мнению Эдуарда Шеварднадзе, выходом из создавшегося положения может стать только встреча Саакашвили и Путина. А как Вы считаете?

- В истории последних лет было немало случаев, когда именно на таком уровне достигалась разрядка напряженности. Такая встреча, действительно, может стать одним из выходов, смотря по тому, к какому соглашению могут придти стороны. Хотя о желании встретиться пока не заявлено ни со стороны Путина, ни со стороны Саакашвили.

____________________________________________________________

Москва стала готовиться к мщению ("Georgian Times", Грузия)