Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беспорядочная энергетическая политика

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лет двадцать назад Европа и Советский Союз впервые задумались о долгосрочных, основанных на энергетике отношениях, в которых СССР должен был использовать свои значительные запасы энергоносителей для снабжения топливом экономики европейских стран. Перспектива зависимости Европы от советских поставок вызвала обеспокоенность в Соединенных Штатах и некоторых европейских столицах

Лет двадцать назад Европа и Советский Союз впервые задумались о долгосрочных, основанных на энергетике отношениях, в которых СССР должен был использовать свои значительные запасы энергоносителей для снабжения топливом экономики европейских стран. Перспектива зависимости Европы от советских поставок вызвала обеспокоенность в Соединенных Штатах и некоторых европейских столицах. Но сомнения угасали перед перспективой интегрирования двух экономических блоков таким образом, чтобы фактически гарантировать их совместное будущее.

Распад Советского Союза не положил конец этим отношениям: экономические (и энергетические) связи России с Европой значительно окрепли со времени падения Берлинской стены. В 2001 г. ЕС и Россия объявили об 'энергетическом партнерстве', которое должно было объединить их в 21-м веке.

Однако страх зависимости вернулся, поскольку Россия, похоже, решила использовать свои энергоносители для оказания давления на торговых партнеров. В начале года Москва временно прекратила поставки газа на Украину из-за разногласия по поводу цены. Этот шаг заставил многих задуматься о возможной мести России в случае разногласий с Европой. Недавние заявления российских чиновников свидетельствуют о том, что, столкнувшись с противодействием, они будут готовы играть жестко.

Хотя риторика, к которой прибегает Москва, и ее политика балансирования на грани войны заслуживают осуждения, правда заключается в том, что России потребители нужны не меньше, чем она им. Это не Европа зависит от России; скорее, обе они зависят друг от друга.

Россия контролирует около 34% мировых запасов газа и 13% разведанных запасов нефти. Она является крупнейшим в мире экспортером природного газа и занимает второе место по экспорту нефти и нефтепродуктов; каждый девятый баррель нефти в мире добывается в России. Эта самая динамично развивающаяся страна-производитель энергоресурсов.

ЕС является одним из основных потребителей: российский газовый гигант 'Газпром' удовлетворяет около четверти потребности ЕС в газе. Зависимость меняется от страны к стране. Нидерланды закупают у 'Газпрома' 5% потребляемого в стране газа, тогда как Финляндия импортирует весь свой газ из России. Германия получает от 'Газпрома' около трети необходимого ей объема, но ожидается, что эта цифра возрастет до 40%.

Такая зависимость - это палка о двух концах: в прошлом году 'Газпром' экспортировал в ЕС газ на сумму около 26 млрд. долларов, что равно примерно двум третям его выручки. Кроме того, России необходим доступ к западному капиталу, чтобы воплощать в жизнь амбициозные планы по разработке новых месторождений.

Руководство 'Газпрома' понимает, что недостаточно просто выкачать нефть и газ на поверхность. Оно планирует диверсифицировать активы и приобрести доли в компаниях, занимающихся переработкой, транспортировкой и сбытом энергоресурсов. Тем более, что розничные цены в несколько раз превышают цену производителя, и Россия не прочь получить более значительную часть этой прибыли. Именно поэтому 'Газпром' рассматривает возможность приобретения крупнейшей британской газораспределительной компании Centrica. Он также заключает сделки с национальными поставщиками энергоносителей во многих странах ЕС. Недавно канцлер Германии Ангела Меркель присутствовала на церемонии подписания соглашений между 'Газпромом' и немецкой компаний, в соответствии с которыми они будут совместно разрабатывать сибирские месторождения газа и продавать газ в Германии и Центральной Европе.

Вероятное предложение о покупке Centrica заставило кое-кого в Великобритании занервничать из-за зависимости от России, что вызвало разговоры о возможности изменения инвестиционного законодательства с тем, чтобы блокировать сделку. Чиновники ЕС беспокоятся, что сделки с правительствами европейских стран могут подорвать значение европейской Энергетической хартии и переговорные позиции Евросоюза. На предупреждения со стороны Европы о необходимости взаимности в отношениях - если Россия может инвестировать в Европу, то европейские компании должны иметь возможность инвестировать в Россию, - Москва ответила встречным предупреждением, заявив, что если Европа не будет привечать российские инвестиции, Россия найдет покупателей где-нибудь еще. (Это заявление было опровергнуто, после того, как его интерпретировали как угрозу.)

Некоторые считают энергоресурсы одним из вопросов великодержавной политики. Россия стремится максимально использовать международный рычаг влияния, а заоблачные цены на нефть делают энергетический козырь неотразимым. Москва разыгрывает ту же карту с Японией и Китаем, искусно подталкивая каждую страну к тому, чтобы перебить предложение другой о строительстве трубопроводов из Сибири. Поскольку в энергоносителях нуждается еще и Европа, получается, что игра ведется в трое ворот.

Правительства центральноазиатских стран тоже хотят поиграть и стремятся протянуть на Запад свои собственные трубопроводы. Эти проекты могут положить конец господству России над энергоресурсами региона. Лидеры тех же правительств часто бывают в Вашингтоне и Пекине, где пытаются заручиться гарантиями для собственных поставок и ограничить влияние Москвы.

На прошлой неделе в спор вступил вице-президент США Дик Чейни, раскритиковавший Москву за использование энергоресурсов как рычага для достижения политических целей. Но даже он не может себе позволить зайти слишком далеко. США нуждаются в поддержке России в Совете безопасности ООН для решения такого наболевшего вопроса, как иранские, а также северокорейские ядерные амбиции. Такая сложная взаимозависимость интересов - это реальность 21-го века и должна бы умерить самые громкие протесты против зависимости от России.

____________________________________________________________

Товарищ. . . волк ("Al Hayat", Арабская пресса)

Опасно поднимать ложную тревогу криками о "товарище волке" ("The Financial Times", Великобритания)

Речь Путина ("Arab News", Арабская пресса)