Минюст Украины решил, что в Харькове, Севастополе и Луганске местными советами была нарушена статья Конституции Украины, согласно которой 'органы местного самоуправления обязаны действовать только на основе и в пределах полномочий, предусмотренных основным законом страны'
Дело в том, что народные избранники нескольких украинских регионов в течение последних двух с половиной месяцев приняли решение 'О региональном статусе русского языка'. Ждать ответной реакции официального Киева пришлось недолго.
Хартия разрешает
Инициатива по приданию русскому языку статуса регионального принадлежит Партии регионов и ее лидеру Виктору Януковичу. Представитель ближайшего окружения Януковича Евгений Кушнарев пообещал избирателям, что в будущем русский язык будет признан полноправным всюду, где на прошлых парламентских выборах победила их партия.
Поводом выступить с такой инициативой стал следующий. 1 января на Украине вступил в силу закон 'О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств', который Верховная рада приняла еще 15 мая 2003 года. В документе перечислены все языки (в том числе русский), которые Украина признала в качестве региональных или языков меньшинств.
Представители Партии регионов сослались на первую статью Европейской хартии, в которой указано, что статус регионального имеет язык, 'который традиционно используется в пределах определенной территории государства гражданами этого государства, составляющими группу, численностью меньшую, чем остальное население этой страны. . .'.
Язык как средство раскола
Оранжевые политические силы восприняли идею сторонников Януковича как угрозу. Представители Блока Юлии Тимошенко с ходу заявили, что речь идет о 'реванше Кремля', который якобы действует на Украине руками Партии регионов. А сподвижники президента Ющенко обеспокоились возможной федерализацией страны, которая может грозить политическим расколом и перманентными конфликтами в будущем.
'Предоставление русскому языку статуса регионального может создать такие условия, когда половина Украины будет формально иметь русский язык в качестве второго государственного', - заявил юрист, бывший депутат парламентского комитета по вопросам правовой политики Виктор Мусияка. Он предрек, что язык может стать линией деления государства на две части. 'Если в недалеком прошлом деление Украины можно было себе представить только гипотетически, то теперь это реальная угроза'.
Видимо, разделяя мнение Виктора Мусияки, его тезка - президент Украины Виктор Ющенко в конце апреля обратился в министерство юстиции и генпрокуратуру с просьбой выяснить, законно ли 'языковое' решение региональных властей, хотя еще недавно заявлял о намерении издать указ, обязывающий чиновников общаться на том языке, на котором к ним обращаются граждане.
Прав тот, у кого больше прав
Противники использования русского языка обратили внимание на то, что в украинском законодательстве отсутствует определение понятия 'региональный статус'. Нет также четкого географического определения территорий, на которых сегодня проживают нацменьшинства. Это означает, что с формальной точки зрения прокуратура уже имела все основания для отмены решений региональных властей.
А минюст к тому же признал, что советы в Харькове, Севастополе и Луганске превысили уровень своей компетенции и своими решениями нарушили Основной закон, который четко определяет, что русскому на Украине предоставлен статус не регионального языка, а языка национального меньшинства.
Ссылка в решениях местных советов на Европейскую хартию региональных языков или языков нацменьшинств является безосновательной, отмечает минюст, поскольку существующий официальный перевод Хартии на украинский язык и закон о ее ратификации от 15 мая 2003 года 'не отвечают объекту и целям аутентичной Хартии'. Объектом Хартии, разъясняет минюст, является защита языков, которым угрожает исчезновение, а не языковые права нацменьшинств, которые проживают в определенных регионах государства.
Чем теперь ответят киевским юристам депутаты украинских регионов?