Примерно через два месяца Россия будет принимать лидеров самых влиятельных демократических государств мира. Саммит "Большой восьмерки" - а именно под таким названием известна эта группа стран - должен состояться в Санкт-Петербурге. Такая встреча будет проходить в России впервые, что является признаком ее престижа среди ведущих мировых демократий.
Но действительно ли России по праву принадлежит место в этой группе? Нет, судя по происходящим в этой стране событиям.
Россия развивающейся демократии и процветающих свобод быстро исчезает. Ее место занимает страна, сползающая назад к самовластию, страна, рассчитывающая каждый свой шаг с целью усиления собственного глобального влияния путем противостояния интересам Запада и особенно США.
Русские стремятся приспособиться к радикальной группировке ХАМАС, которая руководит Палестиной. Россия усиливает репрессивный режим внутри страны и размахивает мощной нефтегазовой дубинкой в попытке оказать давление на соседей. (В январе Россия на короткий срок прекратила поставки природного газа на Украину, пытаясь нанести удар новому правительству, стремящемуся сблизиться с Западом.)
Русские продают Ирану вооружения и продолжают строительство в этой стране ядерного реактора, несмотря на усилия всего мира помешать стремлению Тегерана стать обладателем атомного оружия. Россия попыталась найти ядерный компромисс с этой страной, но ее усилия были публично с презрением отвергнуты. Тем не менее, Москва продолжает выступать против американо-европейских действий по оказанию дипломатического давления на Иран.
Кульминация наступила на прошлой неделе, когда один официальный российский представитель назвал происходящее "новой холодной войной".
Вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) выступил с необычно жесткой критикой в адрес России, обвинив ее в отходе от демократии. Он обвинил государство в отходе от соблюдения прав человека, в использовании нефтяных и газовых ресурсов страны в качестве "инструментов запугивания и шантажа" соседних стран, стремящихся к сближению с Западом.
Рассерженный президент Владимир Путин в среду отреагировал на это выступление, призвав к укреплению военной мощи в целях ограждения своей страны от иностранного давления.
Аналогия с холодной войной - это преувеличение. Хотя в последние годы связи между Соединенными Штатами Америки и Россией существенно охладились, практически не существует шансов на "глубокую заморозку", которая была характерна для двусторонних отношений, когда Советский Союз был мировой сверхдержавой. Обе стороны могут слишком многое потерять, как в экономическом, так и в политическом плане. Сотрудничество по-прежнему более выгодно, нежели конфронтация. Страны могут быть стратегическими партнерами, когда это их устраивает.
Тем не менее, надежды на то, что Россия при Путине станет полным союзником Запада, куда-то улетучились. Россияне сделали свой выбор, предпочтя держаться от Запада на расстоянии. "Их стратегическая цель состоит в ослаблении американской мощи, - говорит профессор политологии из Стэнфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul), - и для них это игра с нулевым результатом".
Чтобы Россия победила, Америка должна проиграть. Да, это стиль мышления двадцатого века. Но, видимо, русские в него верят.
Это не битва идеологий, идущая по нотам и правилам холодной войны. Запад ту битву уже выиграл. Речь сегодня идет о наличном капитале и глобальном влиянии. Россия оказалась на поле, быстро уменьшающемся в размерах. Она очутилась между двумя выгодными торговыми партнерами - иранцами с одной стороны, и европейцами и американцами, с другой.
Русские уже давно торгуют с Ираном. И они хотят построить для этой страны еще больше атомных электростанций.
Очевидно, в Москве происходит политическая баталия между олигархами, полагающими, что они могут примириться с существованием обладающего мирным атомом и даже ядерным оружием Ирана, что сумеют таким Ираном управлять и даже получать от него большие дивиденды, и теми российскими лидерами, которые считают эту идею безумием.
Если затея состоит именно в этом - доставить Ирану удовольствие, сохранить его в качестве союзника и держать его под контролем, то такая затея очень опасна. Русские должны понимать, что появление владеющего ядерным оружием Ирана может спровоцировать гонку вооружений на Ближнем Востоке. В их планы просто не может входить эскалация конфронтации в Совете Безопасности ООН, поскольку она приведет к началу войны в регионе, а также с новой силой обнажит проблемы исламизма в Чечне и на других российских территориях.
Иранцы неоднократно отвергали их предложение - обогащать уран для Ирана в России. Путин оказался в неловком положении. Но положение это не настолько неловко, чтобы заставить его присоединиться к США и их союзникам для оказания совместного нажима на Иран.
Возможно, уколы Чейни в адрес России и были бестактностью, но они оказались совершенно кстати. Соединенные Штаты и их европейские союзники разочарованы упорством России в Совете Безопасности и встревожены новым этапом запугивания Москвой своих граждан и соседей.
Что касается Ирана, то очень маловероятны шансы на то, что Россия присоединится к Западу, поскольку это именно то, чего добивается Запад. До русских должно еще дойти, что если Иран получит ядерное оружие, то они потеряют не меньше, чем все остальные.