Самый большой союзник Латвии - США. Латвия поддерживает американскую внешнюю политику. Латвийские солдаты выполняют военную миссию в Ираке, однако дружба Латвии с Америкой не опирается на сколь либо существенную экономическую основу. По данным Центрального статистического управления за первые три месяца 2006 года, доля США в латвийском экспорте составляла 3,3%, а в импорте - только 1% от общего объема. Показатели экспорта и импорта по отношению к странам ЕС, соответственно 75,4% и 72,9%. Даже экономические отношения с Россией (экспорт - 8,05, импорт - 10,2%) намного объемнее, нежели с США.
У замечательных политических и военных отношений между Латвией и США нет более-менее ощутимого бизнес-прикрытия, и нет большой заинтересованности бизнеса в поддержании этих отношений. В карикатурах Латвию даже сравнивают с дамочкой, которая по расчету вышла замуж за нелюбимого и богатого (ЕС), но бескорыстно, не прося никакого вознаграждения, продолжается встречаться с любимым (США), с которым, кроме наслаждения от взаимоотношений, ее ничего не связывает.
Если сравнить отношения двух стран с браком, то их укрепляют общие дети. В экономических терминах общие дети - это совместные предприятия. Чем крупнее СП и чем шире сеть взаимных бизнес-связей, тем стабильнее экономическая база отношений.
Резкое противоречие между экономическими интересами и политическими симпатиями можно наблюдать в развернувшейся винной и минеральной войне между Россией и Грузией. Главные экономические интересы Грузии в России. 90% грузинских вин и минеральных вод потребляла Россия. Экономическую основу укрепляло также значительное (около полумиллиона человек) и влиятельное грузинское меньшинство в Москве. Российским властям давно было известно, что на рынке страны продается в четыре раза больше вин из Грузии, чем она может произвести, переработав весь виноград и при условии, что местные не будут употреблять вина вообще. То же самое и с минеральными водами, официальные объемы экспорта которых превышают официальные данные о добыче из источников. Однако гласности эти факты преданы только сейчас, когда Россия решила наказать Грузию. Разоблачения о фальсифицированных грузинских винах надо понимать как последний намек на то, что экономические интересы Грузии не совпадают с ее нынешними политическими приоритетами. Грузия строит военный альянс с США, а ее экономический рост опирается только на экспорт в Россию.
У Латвии аналогичный грузинскому экономически-политический парадокс может появиться в связи с несоизмеримо большим политическим влиянием США и чрезмерным аппетитом к деньгам ЕС.
Как только руководство ЕС выразит недовольство излишним усердием Латвии в поддержке внешней политики США, Брюссель может указать Латвии на несоответствие ее экономических и политических интересов.
Самая большая проблема в отношениях между Латвией и США в том, что в этих отношениях нет гарантий долгосрочной стабильности. После того как сменится правительство и президент государства, у новых должностных лиц не будет никакого экономического интереса в укреплении отношений с США и в продолжение начатого предшественниками. Без экономической базы особые отношения между Латвией и США могут прекратиться даже на среднем уровне. Это понимают и латвийские, и американские политики. Именно по этой причине в прошлом и в нынешнем году друг за другом проводятся мероприятия, призванные способствовать налаживанию экономических отношений между США и Латвией.
На следующей неделе Латвийское агентство инвестиций и развития совместно с правительствами стран Балтии и посольством США организует американский бизнес-форум. В конце мая во всех странах Балтии состоится бизнес-форум под названием 'US Business Investment and Trade Mission to the Baltic States'. В нем примут участие высокопоставленные должностные лица государств Балтии и представители американских компаний. На форум в Ригу собираются приехать представители - General Electric, Boeing, American Express, Procter & Gamble.
Диверсификацию латвийского экспортного рынка можно приветствовать, но маловероятно, что в ближайшее время США по экономическому влиянию в Латвии смогут конкурировать не только с ЕС, но и с Россией. Для американских гигантов мы слишком незначительный партнер.