Серия громких преступлений на почве национальной ненависти, прокатившаяся в последние месяцы по России, заставила обратить внимание на ситуацию, связанную с развитием ксенофобии в стране.
В начале мая базирующаяся в Лондоне правозащитная организация 'Международная амнистия' опубликовала доклад, озаглавленный 'Российская Федерация: разгул расизма и ксенофобии в российском обществе'. Документ начинается с такой фразы: 'Сообщения о расистских нападениях и убийствах иностранцев и представителей этнических меньшинств в России вызывают тревогу, и, как кажется, это происходит все чаще и чаще'. Далее в докладе говорится, что реакция российских властей на проблему расистского насилия носит вопиюще неадекватный характер, а милиция и прокуратура зачастую отказываются признавать расистский характер этих нападений и убийств, сообщает www.svobodanews.ru. Более того, в докладе утверждается, что российские государственные должностные лица, в частности, сотрудники правоохранительных органов, сами занимаются дискриминацией. 'Международная амнистия' подчеркивает: в России любой человек, включая этнических русских, может стать жертвой нарушения прав человека.
По данным социологических опросов, проведенных российским Левада-центром в августе 2005 г., 50% россиян выступают за ограничение проживания на территории России выходцев с Кавказа (в
2004-м - 46%), китайцев - 46% (соответственно - 39%), вьетнамцев - 42% (39%), выходцев их бывших среднеазиатских республик СССР - 31% (31%), цыган - 30% (32%), евреев - 18% (15%), украинцев - 8% (в 2004 г. - 8%). В целом 11% выступают за ограничение прав проживания всех наций, кроме русской (в 2004 - 14%). И лишь 5% затруднились ответить.
Кроме того, 46% опрошенных считают, что русские живут беднее, чем представители других народов. 37% согласились с суждением 'во многих бедах России виновны люди 'нерусских' национальностей' (в 2004 г. количество таких людей было равно 42%). 12 % заявили, что они часто чувствуют враждебное отношение к себе представителей других национальностей, а 13% сами часто враждебно настроены по отношению к 'чужим'. 45% считали, что национальные меньшинства имеют слишком много власти в России, а 44% находили полезным ограничить влияние евреев в политике, бизнесе, образовании, шоу-бизнесе и т.д.
Согласно опросу, проведенному тем же Левада-центром в ноябре 2005-го, лозунг 'Россия для русских' вполне поддерживают 16% опрошенных, с оговорками ('осуществить, но в разумных пределах') еще 37%, относятся к нему отрицательно ('это настоящий фашизм') 23%, остальные 25% отвечают, что это их не интересует, не задумывались над этим или затрудняются ответить.
Наиболее 'нелюбимые' народы, согласно этому опросу, выстраиваются в следующем порядке. Наибольшее количество отрицательных эмоций - 51% - у опрашиваемых вызывали чеченцы и цыгане (подобный высокий уровень неприязни по отношению к цыганам держится с 2002 г., по отношению к чеченцам - с 1996-го). За ними следуют азербайджанцы - 32% (этот уровень с колебаниями то в одну, то в другую сторону остается неизменным последние девять лет) и арабы - 22%. Третью позицию занимают американцы - 19%, за ними следуют евреи и эстонцы - по 13% , немцы и японцы - по 9%.
Эти данные показывают, что 'центр тяжести' ксенофобии в России сместился в сторону кавказофобии и китаефобии, оттеснивших антисемитизм на второй план. Это, впрочем, не делает его менее опасным, тем более что в настоящее время не прекращаются попытки институционализации антисемитизма - начиная с появления в январе 2005 г. 'письма 500', которое подписали ряд депутатов Госдумы, до действий группки циничных политиков-антисемитов, пытающихся сделать себе на застарелых мифах политический капитал. В числе прочего возрожден и активно 'продвигается' в 'патриотических' кругах такое, казалось бы, 'несовременное' обвинение, как 'кровавый навет'.
В России ежегодно совершается несколько сотен нападений и примерно два десятка убийств на почве этнической ненависти (печальный рекорд поставлен в
2004 г., когда за иной разрез глаз или цвет кожи было убито около 40 человек).
Причин подобного бурного роста ксенофобии несколько.
Последние полтора десятилетия Россия переживает ускоренную модернизацию своего общественного строя. В результате незавершенности или непродуманности ряда реформ многие жители России потеряли свое прежнее устойчивое положение и оказались на более низких ступенях социальной лестницы.
Поскольку в предшествующие десятилетия громадный пропагандистский аппарат постоянно внушал населению СССР, что страна окружена врагами - тайными и явными, то, естественно, ответственность за ухудшение положения была возложена на 'врагов', в роли которых на сей раз выступили представители национальных меньшинств. При этом в массовом сознании происходило значительное обобщение, когда отрицательные черты отдельных представителей тех или иных народов переносились на всю общность этих народов. На это наложилась 'фантомная боль' от исчезновения СССР. И русские, игравшие роль 'старшего брата', оказались в начале 1990-х в ряде бывших советских республик и некоторых российских автономиях в положении 'лиц второго сорта', вытесняемых со всех постов, а иногда и лишаемых имущества представителями 'титульной нации'. В наиболее жесткой форме это происходило в тех случаях, когда государственная власть на той или иной территории фактически переставала функционировать и бразды правления переходили к военизированным группировкам (Чечня, Таджикистан, Грузия в первой половине 1990-х). Вначале сведения об этом передавались в виде слухов, приобретавших иногда фантастические размеры. А с началом чеченской кампании в 1994 г. они вполне официально использовались в античеченских пропагандистских кампаниях.
Второй значительной причиной роста ксенофобских настроений является начавшаяся в первой половине 1990-х массовая миграция из Средней Азии и Закавказья, а также из республик Северного Кавказа в т. н. 'русские регионы', не испытывавшие до того подобного миграционного воздействия. Из-за различия менталитетов 'коренных' и приезжих и вызванного этим взаимонепонимания миграция часто воспринимается как 'нашествие', несущее исключительно отрицательные последствия. Кроме того, на фоне падения жизненного уровня внешнее благополучие отдельных представителей диаспор воспринималось как несправедливое и достигнутое за счет 'коренного населения' (то, что основная часть приезжих - это трудовые мигранты, которые выполняют разного рода малооплачиваемые и трудоемкие работы, естественно, не учитывалось массовым сознанием), а их сплоченность - как доказательство 'мафиозности' мигрантов. А самоустранение властей от интеграции мигрантов в российское общество усиливало у населения ощущение брошенности в 'кольце врагов'.
Кроме того, раздуванию ксенофобии способствовала деятельность некоторых политических сил, оппозиционных президентам Борису Ельцину и Владимиру Путину. Для увеличения численности своих сторонников они активно эксплуатировали тему национального унижения России 'инородцами' и якобы потакания этому со стороны властей, используя многочисленные сочинения своих предшественников и 'коллег' из стран Западной Европы, США и арабского мира. Во многом эти силы использовали идеологический вакуум, существующий в России с начала 1990-х, поскольку после падения коммунистического режима в 1991 г. какой-то внятной идеологии, объединяющей большинство населения, просто не существует, а идеи демократии и либерализма оказались в значительной степени дискредитированы. В настоящий момент в России насчитывается около десятка партий и движений, проповедующих ксенофобию и расизм: Национально-державная партия России (осенью 2005 г. с целью легализации она переименовалась в межрегиональное общественное движение 'Национально-державный путь Руси'), Партия свободы, базирующаяся в С.-Петербурге, Движение против нелегальной иммиграции, Народная национальная партия, организация 'Славянский союз', бывшее в 1990-е годы главным 'националистическим пугалом' Русское национальное единство. Недавно, как бы для полноты комплекта, восстановился Союз русского народа, решивший воскресить 'идеалы' черносотенцев начала XX века. При этом надо заметить, что исповедующие ксенофобскую идеологию партии и движения глубоко маргинальны. Максимальное количество их активистов в настоящее время определяется цифрой примерно в 10000-15000 человек. Часто бывает так, что один и тот же человек 'представляет' у себя в регионе несколько организаций. Гораздо более массовым является движение скинхедов, в котором участвуют десятки тысяч подростков 14-19 лет. Несмотря на то, что практически все перечисленные выше партии пытаются рекрутировать из числа скинхедов 'новобранцев', это практически никому не удается, поскольку мало кто из скинхедов склонен подчиняться партийной дисциплине. Кроме того, движение скинхедов - это подростковая субкультура, и потому большинство из них после 20 лет (в связи с женитьбой, службой в армии, поступлением на работу) уходят оттуда.
Впрочем, ксенофобию в своей предвыборной агитации охотно используют для привлечения избирателей и представленные в Государственной Думе партии. Особенно сильно этим грешили 'Родина' и ЛДПР. Впрочем, ксенофобские мотивы встречались и у, казалось бы, 'интернационалистичных' коммунистов и даже у представителей партии власти 'Единая Россия' (это свидетельствует не столько о ксенофобских настроениях власти, сколько о том, что в 'ЕР', как в свое время в КПСС, под одной крышей собрались абсолютно разные люди).
Значительную роль в раздувании ксенофобии сыграли российские СМИ. При этом в погоне за сенсацией журналисты достаточно часто использовали непроверенную или недостоверную информацию о тех или иных этносах или конфессиях, которая воспринималась населением, привыкшим верить СМИ, как истина. Некоторые издания регулярно публикуют статьи, из которых предстают образы вредоносных 'чужаков' - 'цыган-наркоторговцев', 'преступных кавказцев', 'мигрантов', 'заполонивших' российские города. В результате в массовом сознании утвердились 'типичные образы' представителей национальных, религиозных и иных меньшинств, составленные исключительно из отрицательных черт.
К сожалению, власти с непонятным бесстрастием относились к распространению ксенофобской пропаганды. Многочисленные обращения правозащитников с требованием привлечь к ответственности тех или иных лиц, распространявших ксенофобскую литературу, остались без ответа. В ряде случаев лиц, совершивших преступления (избиения или убийства) на почве этнической ненависти, объявляли 'хулиганами', и, соответственно, снижали им сроки заключения. Последним подобным случаем стало решение присяжных, судивших группу подростков, подозревавшихся в убийстве 9 февраля 2004 г. девятилетний таджикской девочки Х.Султоновой. Основной подозреваемый 'разжалобил' присяжных, в результате чего был признан виновным лишь в грабеже.
Если говорить о том, как будет развиваться ситуация в будущем, то здесь нужно отдельно рассматривать две проблемы - будущее собственно ксенофобии и перспективы исповедующих ее партий. Что касается последних, то, являясь маргинальными и раздираемыми противоречиями и амбициями своих 'фюреров', ни один из которых не согласится уступить дорогу другому, эти 'партии' получат свой шанс на реальную власть лишь в том случае, если страна 'пойдет вразнос' (ситуация с приходом к власти путем интриг для таких политиков исключается напрочь - российская элита, при всех ее возможных отрицательных качествах, урок Гитлера выучила). До того все их более-менее популярные лозунги будут перехватываться властями, а выборы они выигрывать так и не научились (все нынешние госдумовские депутаты -националисты избрались исключительно по спискам, 'выехав' на чужом авторитете). Пока же лидеры российских 'коричневых' активно занимаются иной проблемой - примеряются к месту 'фашиста ?1', ставшее окончательно вакантным после ареста лидера РНЕ А.Баркашова в декабре 2005-го. Судя по массовому приглашению на интервью в провластные СМИ и даже на телевидение, а также по появлению компромата в Интернете, в этих своеобразных праймериз участвуют три кандидата - лидер Партии свободы Юрий Беляев, координатор ДПНИ Александр Поткин (Белов) и глава организации 'Славянский Союз' (СС) Дмитрий Демушкин. Победителю, вероятнее всего, достанется роль главного пугала на выборах 2007-2008 гг. и связанные с этим финансовые потоки.
В тоже время уровень уличного насилия со стороны скинхедов (по данным независимых исследователей, их насчитывается не менее 50000, в то время как во всем остальном мире - 70000) постоянно растет, а сами эти преступления становятся все более дерзкими. Нападения в подворотнях и на узких улицах постепенно уступает место убийствам в самом центре города в людных местах, днем (именно так был убит студент-антифашист Т.Качарава в С.-Петербурге в ноябре 2005 г. и студент В.Абрамянц в московском метро 21 апреля н.г.). Подобное насилие неизбежно вызовет (да, собственно, уже вызывает) ответные насилия - со стороны представителей т.н. 'красных скинхедов', антифашистов, иммигрантов и трудовых мигрантов, студентов-иностранцев. Последние, к примеру, уже несколько раз заявляли, что могут создать свою организацию самообороны по типу знаменитых 'Черных пантер'. Это приведет к геттоизации различных этнических групп и появлению в реальной жизни 'страшилок' из 'патриотических' СМИ - территорий, контролируемых той или иной национальной группировкой, обеспечивающей защиту от 'чужаков'.
Последние несколько лет ксенофобия в России держится на стабильно высоком уровне - 55-60% опрашиваемых социологами российских граждан поддерживают ксенофобские призывы (хотя и в разной степени). С одной стороны, это плохо, поскольку почти 2/3 граждан в разной степени разделяют ксенофобские лозунги, то хорошего в этом мало. С другой стороны, то, что этот уровень сохранялся практически неизменным даже после серии терактов, увенчавшихся захватом школы в Беслане, говорит о том, что резервы для роста ксенофобских настроений к настоящему моменту исчерпаны. Возрастание количества сторонников лозунга 'Россия для русских' или увеличение численности людей, полностью разделяющих этот призыв может произойти лишь в случае резкого ухудшения экономической ситуации в России, когда вновь активно обострится конкуренция за выживание на рынке труда и ниши, занимаемые 'чужаками', окажутся востребованными. Но и сохранение нынешнего уровня ксенофобии чревато (правда, уже не сию минуту, а в некоей перспективе) значительными проблемами. Постоянное педалирование лозунга 'Россия для русских' может разбудить утихший было во второй половине 1990-х национализм меньшинств, вспышка которого способна разорвать Россию на куски. Кроме того, в случае сокращения притока мигрантов (а мигрантофобия является составной частью современной ксенофобии) Россия буквально через два-три года столкнется с нехваткой рабочих рук, без чего любое удвоение ВВП, как и сохранение статуса великой державы, просто невозможно.
На этом фоне представляется достаточно реальным и вариант, при котором власти разворачивают борьбу с ксенофобией - естественно, не из альтруистических соображений, а из-за боязни, что страна утратит управляемость, а нарастившие политический капитал на ксенофобии демагоги займут их места.
Кроме того, постоянные сообщения о нападениях и убийствах на почве этнической ненависти не способствуют сохранению имиджа России как великой державы.
В настоящий момент мы наблюдаем попытку такой борьбы - проводятся аресты, возбуждаются уголовные дела, националисты рассылают панические письма с призывами 'жечь бумаги и чистить жесткие диски компьютеров'. Однако при этом непонятно, как далеко зайдет эта борьба, и сохраняются подозрения, что все ограничится кампанейщиной, которая закончится сразу же после встречи 'восьмерки'.
Что же касается борьбы с ксенофобией, то здесь необходимо сочетание двух вещей. Во-первых, необходимо улучшение правоприменительной практики законодательства о противодействии политическому экстремизму. Ведь сейчас часто случается, что из-за отсутствия специальных знаний, нежелания связываться с труднодоказуемым мотивом, а иногда из сочувствия националистам (правоохранительные органы все же срез нашего общества) дела в отношении 'идеологов' национальной розни (не рядовых скинхедов-исполнителей преступлений, их-то арестовывают и осуждают десятками - в 2004 г., к примеру, было осуждено более 50 человек, хотя и здесь 'национальная' составляющая часто выпадает) практически не возбуждаются, либо же следствие и суд затягиваются настолько, что заканчивается срок давности (в декабре 2003 г. он был понижен до двух лет). Вторая важная составляющая борьбы с экстремизмом - учебные программы, пропагандирующие толерантность в школах и вузах. Правительство РФ должно принять Федеральную программу воспитания толерантности и обеспечить финансирование ее реализации из госбюджета. В этом должен участвовать и российский бизнес. В рамках данной программы Министерство образования и науки РФ обязано усилить комплекс мероприятий по воспитанию толерантности в школах. Должна быть разработана и внедрена программа организации подросткового досуга, трудоустройства молодежи. Необходимо издавать массовыми тиражами книги, обучающие культуре межнационального диалога, развенчивающие шовинистические мифы. Должны появиться специальные просветительные теле- и радиопередачи, воспитывающие в обществе нетерпимость к расизму, ксенофобии и любым иным формам этнической неприязни, вместе с тем пропагандируя успешный опыт мирного сосуществования народов, культур и традиций. Кроме того, нужно восстановить существовавшую ранее систему кружков, клубов и т.д., где могла бы заниматься молодежь, поскольку пустоту, возникшую после исчезновения подобной системы, заполнили пропагандисты ксенофобских взглядов. Необходимы также программы по интеграции иммигрантов в российское общество, включающие такие элементы, как иммиграционная амнистия, бесплатные курсы изучения русского языка, обязательное посещение школ детьми иммигрантов.
Третья важнейшая мера по борьбе с ксенофобией связана со СМИ. Требуется немедленно прекратить разжигание ксенофобии в массмедиа, когда популярные газеты и журналы представляют те или иные народы в виде преступников. Возможно, также принятие каких-то дополнительных нормативных актов для регулирования таким же образом деятельности Интернет-СМИ. Со своей стороны журналисты и редакторы не должны предоставлять в своих изданиях слово ксенофобам и расистам, противостоять 'языку вражды'.
Правозащитные организации должны осуществлять общественный контроль деятельности правоохранительных органов, активнее сотрудничать с ними по противодействию ксенофобии, предоставлять экспертов, обращать внимание на активность идеологов шовинизма, снабжать справочно-методической литературой, знакомить с международным опытом противодействия расизму и дискриминации, активизировать российскую интеллигенцию, вовлекая ее в антифашистскую деятельность.
Московское бюро по правам человека, специально для 'ЗН'