ЛОНДОН - Несколько месяцев назад я был в Москве и завел там спор с бывшим высокопоставленным чиновником НАТО.
Я утверждал, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), несмотря на свой скромный старт, стала важным многосторонним институтом, имеющим глобальное геополитическое значение. Я напоминал собеседнику о том, как участники саммита организации, проведенного в 2005 г. в Астане, новой столице Казахстана, призвали Соединенные Штаты вывести войска из Центральной Азии, а страны-наблюдатели Индия, Пакистан, Иран и Монголия не имели возражений.
Я также обратил его внимание на совместные российско-китайские боевые учения, проведенные в июле прошлого года в Китае под эгидой ШОС в присутствии высокопоставленных военных из стран-членов организации.
Мои аргументы не убедили бывшего натовского чиновника, который считал, что ШОС не играет никакой роли на международной арене. Интересно, он по-прежнему так думает?
Немногие знают, что такое ШОС. Организация была основана после распада Советского Союза и изначально называлась 'Шанхайской пятеркой'.
Тогда у Китая появились три новые границы: с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Споры о них продолжались с советских времен, равно как спор с пятым членом организации, Россией, о границе длиной в 4 300 км между российской Внешней Манчжурией и китайской Внутренней Манчжурией.
В результате серии мер, направленных на укрепление доверия, в том числе, вывода войск из приграничных зон, переговоры о границах прошли успешно. Китай был также заинтересован в сотрудничестве с центрально-азиатскими государствами в контртеррористической области, развитии их рынков для своих товаров и получении доступа к их запасам нефти и газа.
Хотя у Узбекистана нет общей границы с Китаем, он был приглашен к полноправному участию в организации.
Монголия также получила приглашение, но ограничилась статусом наблюдателя (был приглашен и Афганистан, но он ответил отказом). После вступления Узбекистана 'Шанхайская пятерка' была на учредительном саммите в Шанхае в 2001 г. переименована в ШОС.
Она также получила официальный статут, секретариат в Пекине и антитеррористическое подразделение в Ташкенте, столице Узбекистана.
Поначалу Россия не воспринимала 'Шанхайскую пятерку' и ШОС всерьез. Она внимательно следила за активностью Китая в своем центрально-азиатском тылу.
Время от времени она остужала амбициозные планы китайцев по расширению сферы деятельности организации, например, путем ее превращения в зону свободной торговли. Все это изменили два фактора - размещение в регионе войск США после 11 сентября и приобретение Китаем нефтяных месторождений в Казахстане.
С 2003 г. Россия стала относиться ко всем этим вопросам гораздо серьезнее и начала работу с Китаем по расширению компетенций ШОС. Она инициировала увеличение числа членов организации, пригласив в 2005 г. Иран и Индию в качестве наблюдателей. В ответ на это Китай потребовал приглашения Пакистана.
Обе страны были согласны в том, что странная заявка Америки на членство, поданная в 2005 г., должна быть отклонена.
В январе этого года генеральный секретарь ШОС Чжан Дэгуан заявил, что Западу нечего беспокоиться из-за ШОС, поскольку, по его словам, для расширения нет юридического основания. Потом, в апреле он изменил свою позицию; юридические проблемы и отсутствие норм внезапно перестали быть препятствием, и он объявил, что Иран, Индия, Пакистан и Монголия получат приглашение на участие в организации в качестве полноправных членов на шанхайском саммите, который будет проведен в июле 2006 г. Интересно, кто на него нажал?
После заявления Чжана зашевелился Иран. Заместитель министра иностранных дел Ирана Манучер Мохаммади посетил Москву через неделю после того, как было сделано это заявление и выразил мнение, что эта расширяющаяся группировка авторитарных и диктаторских государств (речь не идет об Индии) 'сделает мир более справедливым'.
Он также говорил о необходимости для стран-производителей нефти и газа координировать свои действия путем формирования 'ирано-российского нефтяного альянса'. ОПЕК с ядерным оружием?
В расширенной ШОС состояли бы четыре из восьми официальных ядерных держав, которые обладают, по-видимому, большинством боеголовок: неудивительно, что Иран хотел бы вступить в эту группу.
Безусловно, движущей силой ШОС является Китай. Во внешнеполитическом разделе своего 'обращения к нации' от 10 мая российский президент Владимир Путин не упомянул ШОС. Но зато он говорил о Содружестве Независимых Государств, Союзном Государстве с Белоруссией, Евразийском Экономическом Сообществе и Общем экономическом пространстве.
Все это попытки Путина восстановить хотя бы часть былой славы Советского Союза. Не все бывшие российские колонии воспринимают всерьез эти организации, и далеко не все состоят в них. И так же, как в Британском Сообществе не состоит ведущий западный игрок, США, ни в одной из этих групп, возглавляемых Россией, не состоит ведущий 'восточный игрок', то есть, Китай. Но России приходится признать, что ее способность влиять на мировые события зависит от сотрудничества с Китаем, и она решила сменить свой западный крен на восточный.
Легко понять, почему Россия признает необходимость быть вместе с Китаем, но что делает Индия среди этих государств, которые объединяет или коммунистическое прошлое или нынешний режим, варьирующий от авторитарного до безжалостно диктаторского? В начале мая премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Manmohan Singh) даже слетал в Ташкент на обед с президентом Исламом Каримовым, возможно, самым авторитарным диктатором из числа глав государств ШОС. Почему? Просто из вежливости по отношению к другому члену клуба?
Интересно, в НАТО по-прежнему считают, что ШОС - не играющая никакой роли организация? Я так не думаю.
Дэвид Уолл - сотрудник Института Восточной Азии Кембриджского Университета и фонда Chatham House.