Вильнюс разочарован: Еврокомиссия и Европейский центральный банк отказали во введении евро в Литве. Кстати, страна выполнила почти все необходимые условия. Однако уровень инфляции еще существенно выше, чем в целом по ЕС. Ниже - репортаж Агнесс Бюриг из Вильнюса.
Ярко освещенный супермаркет в одном из торговых центров на окраине Вильнюса. В очереди в кассу стоит Рута Радзивилас (Ruta Radzvilas). У литовки, ей около 30 лет, уложенные в узел огненно-рыжие волосы, красивые очки в черной оправе. Она укладывает как раз в пластиковые пакеты две бутылки шампанского, несколько пачек печенья и безбожно дорогой виноград. Рута собирается еще вечером в Ригу, она приглашена на вечеринку.
"Мне нужны латышские латы. Было бы хорошо, если бы у нас ввели евро. Я много езжу, постоянный обмен валюты действует мне на нервы. Вчера по телевидению шла дискуссия о евро. Оказалось на удивление много тех, кто против его введения. Почему - это для меня загадка".
Рут будучи исполнительным директором небольшого бутика зарабатывает в несколько раз больше обычной средней заработной платы. Но и в ее семье порой возникают проблемы, так как цены в Литве в последние годы значительно повысились.
"Добрую половину наших доходов мы отдаем за квартиру, 30 процентов тратим на продукты питания, совсем немного остается на развлечения и шмотки".
Янина Гензелис (Janina Genzelis) пошла сегодня в большой торговый центр. Но в этом новомодном дворце потребления ухоженная пожилая дама с неброской косынкой на шее почти одинока: большинство покупателей намного моложе 50 лет. Предлагаемые товары отвечают прежде всего запросам новой богатой молодежи. Янина Гензелис, проработавшая 40 лет учителем, вряд ли может позволить себе что-то из громоздящихся на полках предметов роскоши. Она нерешительно открывает свою матерчатую сумку:
"Посмотрите! Немного шоколада для внучки. Больше сегодня - ничего. Когда я узнала, как мала моя пенсия, то заплакала. Ее с тех пор увеличивали, но хватает только на самое необходимое".
Айдас Мацкевичус (Aidas Mackevizius) считает, однако, разговоры о том, что товары станут заметно дороже, излишне пессимистическими. Для исполнительного директора одной из литовских сетей супермаркетов введение евро имело бы только положительный эффект: со времени вступления в 2004 году в ЕС поставки товаров из ЕС на его предприятие увеличились в два раза, поясняет стройный, жилистый мужчина в коричневом костюме в тонкую редкую полоску. Но по своей национальной валюте пустит какую-то слезу и он:
"Это болезненно уже по той причине, что речь идет о национальном символе. Но с практической точки зрения, если я хочу, чтобы у нашей страны было будущее, то мы должны отказаться, поскольку евро будет намного лучше для развития Литвы, чем наша сегодняшняя валюта".
Большой бульвар на проспекте Гядиминаса - место прогулок для богатых людей и красавиц: на мостовой шикарной главной торговой улицы - элегантные дамы на высоких каблуках. В переулках и укромных уголках старого города, выдержанного в стиле барокко, роют котлованы, идет строительство, ремонт и реставрация. Однако говорить о заметном улучшении положения большинства семей практически не приходится. Даже люди, имеющие хорошее образование, вынуждены иметь по две-три работы, чтобы как-то сводить концы с концами.
Стремительные темпы роста, увеличение объемов инвестиций: для Гитанаса Науседа (Gitanas Nauseda), аналитика, политического и экономического советника президента, это хорошие признаки. Литовец сожалеет, что Брюссель пока отказался от запланированного на 2007 год введения евро в Литве.
"Уровень инфляции в Литве не намного выше, чем это позволяют нормы Маастрихта, мы ведь говорим в данном случае о сотых долях. Если посмотреть, как растут цены, например, в Люксембурге или в Испании, то может возникнуть впечатление, что речь идет о двойных стандартах".
Однако то, что в Литве вскоре будет введен евро - в этом банкир в галстуке с красивым узором не сомневается: если не в следующем году, то в 2008 или 2009 годах, говорит Гитанас Науседа.