Во внешней политике естественно устанавливать приоритеты. С учетом настоятельности столь многих других вопросов, в данный момент политика Соединенных Штатов в отношении России занимает одно из наименее приоритетных мест.
Хотя вице-президент США Чейни (Cheney) не так давно попал в заголовки прессы за свою критику ползучего авторитаризма и манипулирования энергетической политикой, Россия в последние годы представляет для Соединенных Штатов всего лишь второстепенный интерес. Это ошибка, потому что именно в России сходятся наши самые важные внешнеполитические вызовы.
Самый очевидный вызов и, можно поспорить, самый важный, это ядерные амбиции Ирана. Россия в определенной мере является посредником в противостоянии Ирана с международным сообществом, исследуя возможные варианты решения проблемы и выступая против введения санкций.
Иранское влияние
Дадут или нет позитивный результат ее дипломатические усилия, Россия, бесспорно, имеет влияние на Иран. Помимо своего права вето в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), Россия имеет в Иране значительные коммерческие интересы, а также определенный моральный авторитет. Сотрудничество России будет необходимым, если мы хотим осуществить эффективные международные акции против Ирана.
Однако позиция России по ядерным вопросам важна не только применительно к Ирану. На территории бывшего Советского Союза все еще остаются тысячи ядерных боезарядов и системы их доставки к целям практически в любой точке земного шара.
Ослабевающий контроль
Однако после окончания "холодной войны" правительственный контроль за этими ядерными боезарядами сильно ослаб, а Россия выделяет недостаточные ресурсы для повышения безопасности хранения своих ядерных материалов и оказания помощи в этом другим бывшим советским республикам.
Это только вопрос времени, когда такие материалы попадут в руки террористов по другую сторону границы среднеазиатских и кавказских бывших советских республик.
То, как Россия решает ядерные проблемы, а также ее отношения с ближневосточными странами имеют прямое отношение к ее энергетической политике. Россия является одним из самых крупных в мире добытчиков и экспортеров нефти и природного газа.
Энергетический рычаг
Сегодня и на многие годы вперед энергия остается решающим фактором финансового здоровья и экономического развития, а, следовательно, политической уверенности в себе России. Действительно, по мере того, как цены нефти и природного газа растут, а природные ресурсы становятся все более важной валютой в нашей ближневосточной политике, рычаги влияния России становятся все более заметными.
Как признал вице-президент США Чейни, Россия обладает способностью - и, к сожалению, склонностью - к использованию энергии в качестве политического инструмента, что она и продемонстрировала прошедшей зимой, когда на короткое время прекратила снабжение природным газом Украины. Можно себе представить опасность, если Россия сделает привычку из энергетической политики такого рода.
Внутренняя политика
Далее идет поведение России в своем ближнем зарубежье. Президент Владимир Путин с момента своего прихода во власть в 2000 году почти постоянно поддерживает многие репрессивные режимы этого региона.
В конце 2004 года он оказался по другую сторону продемократической Оранжевой революции, которая привела к поражению на президентских выборах на Украине кремлевского кандидата Виктора Януковича.
В марте нынешнего года он сделал все, что было в его силах, чтобы поддержать белорусского диктатора Александра Лукашенко на президентских выборах в этой стране, которые были исключительно некорректными. Он поддержал Узбекистан после того, как в мае 2005 года правительство этой страны устроило кровавую бойню для демонстрантов. И он нередко высказывает поддержку пророссийским сепаратистским движениям в таких странах, как Грузия и Молдавия.
Какой вопрос ни возьми, внешняя политика России неотделима от ее внутренней политической среды. Вот почему недавнее ослабление политического плюрализма и главенства закона в России вызывают такую серьезную озабоченность.
Вопросы, представляющие взаимный интерес
Всего за несколько лет Путин осуществил значительную концентрацию власти в руках центрального правительства, перестроив российский парламент и региональные правительства с тем, чтобы те поддерживали политические предпочтения Кремля.
Его правительство удушает независимые средства массовой информации (СМИ), ограничивает деятельность зарубежных неправительственных организаций и регулярно использует судебно-правовую систему в очевидных политических целях.
Новая практика в российской внутренней политике существенно затрудняет сотрудничество с Россией на внешнеполитическом фронте. В той мере, в какой Кремль консолидирует свою власть, запрещает инакомыслие и насмехается над главенством закона, остается все меньше шансов на то, что Россия будет выступать в качестве конструктивного партнера Соединенных Штатов в вопросах, представляющих взаимный интерес.
Опасный перекресток
Россия, например, станет проявлять более сильную склонность к тому, чтобы решать ядерные дела тайно, использовать свою нефть и природный газ в политических целях и проводить независимую политику на Ближнем Востоке.
Понятно, что американцы в данный момент склонны обращать на Россию меньше внимания. Но это неправильная политика. Россия ненадежно и неизбежно стоит на пересечении почти всех ключевых вопросов, с которыми приходится сталкиваться Соединенным Штатам в своей внешней политике.
Недостаточно время от времени делать сильные заявления, пусть даже они и правильны, в надежде на то, что "проблема" России станет менее острой. В отличие от классической комнатной игры, которая заключается в вытаскивании деревянных кирпичиков из качающегося столбика, мы не можем просто удалить Россию из картинки. Мы должны иметь с ней дело.