Черносотенцы: за столетие до этого
Русские правые на украинской земле - явление не новое. Сто лет назад в Харькове, Одессе, Киеве (с 1903 г.) действовали отделения 'Русского собрания', монархической организации, созданной в 1900 г. в Петербурге. Быстрыми темпами (с ноября 1905 г.) создавались ячейки и новой организации - 'Союза русского народа' (СРН).
За короткое время СРН основал свои филиалы по всей территории Украины, и прежде всего в Киевской, Подольской, Волынской, Екатеринославской, Херсонской, Черниговской губерниях. Параллельно на украинской земле множились отделения 'Союза русских людей', 'Союза русских рабочих', 'Русского общества', 'Двуглавого орла' и пр. Эти организации стали оплотом черносотенного движения в Украине.
В идейном плане программа черносотенцев не была чем-то оригинальным, а своеобразной амальгамой, сочетавшей идейные наработки предшествующего - Х?Х - века, своеобразно переработав и подогнав их к новым историческим реалиям. В частности, монархический идеал был тесно переплетен с националистическим. Кое-что черносотенцы позаимствовали у октябристов. Кроме того, воспользовались и идеями публицистов, далеких от крайних правых.
Черносотенцы не воспринимали ценности западного мира, провозглашали себя последователями славянофилов. Отстаивали идеал 'соборной, самодержавной' Руси допетровской эпохи. А еще - идею 'Россия - для русских!', мощно звучавшую из сердца Украины, Киева.
Деятельность черносотенцев сопровождалась постоянным акцентированием идеи патриотизма. Быть может, именно в связи с этим С.Ефремов в свое время заметил: 'патриотов' расплодилось столько, что любому 'простому человеку' стало тесно в русском 'отечестве', где атмосфера отравлена непрерывной травлей, призывами 'сокращения всего, что не отмечено патентом 'истинно русского'.
Жизнь 'нерусских' в империи регламентировалась ограничениями и запретами. Они воспринимались почти исключительно в виде 'вопросов' - украинского, еврейского и т.д. Часто этот 'вопрос' решался не только запретами или ограничениями. Как сообщала в письме к С.Витте из Одессы его сестра, 'ежедневно 'русские люди' кого-то убивают на улице, и это абсолютно безнаказанно'.
Примечательно, что деятельность правых русских организаций имела широкую поддержку царя Николая ?? и других видных представителей монархии. Так, характеризуя 'подвиги' черносотенцев, П.Столыпин, в частности, заметил: 'Мне кажется, нельзя делать вывод, что большинство моих подчиненных совершают неправильные действия. Наоборот, я хорошо знаю, что в большинстве своем эти люди свято выполняют свой долг. . .'
Не стояли в стороне от черносотенцев и власти на местах. Так, например, когда в феврале 1906 г. отдел СРН развернул работу в Одессе, всестороннюю поддержку ему оказал губернатор М.Толмачев, командующий военным округом А.Каульбарс, присяжный поверенный, а со временем городской голова Б.Пеликан.
Надежным оплотом русских правых в Украине была Русская православная церковь. И не только в чисто нравственной, но еще более - в практической плоскости. Особым пиететом к ним прониклась Почаевская лавра - среди адептов правых был архимандрит Илиодор. Путем устной пропаганды, выпуском в церковной типографии листовок и прокламаций духовенство привлекло в СРН десятки тысяч крестьян из окрестных сел.
Высшее руководство этой организации всячески поощряло почаевских правых, поскольку их деятельность распространялась не только на ближайшие территории, но и в общем на западные и юго-западные регионы Российской империи, содействуя их русификации. Последствием же деятельности было не только то, что 'русским духом' пропитывались малообразованные украинские крестьяне: в среде интеллектуалов появлялись 'патологические малороссы', открыто становившиеся на позиции русского национализма - не просто индифферентно относясь к проблемам украинской нации, а превращаясь в ее ярых врагов. Малороссы начинали утверждать, что с любым украинством нужно серьезно бороться. Эти 'русские националисты', это украинское ничтожество с позорной активностью едва ли не первым вступало в борьбу с украинцами. Оно, демонстрируя нескрываемую враждебность к национальным устремлениям собственного народа, было проявлением того антиначала, темной точки в мощном зародыше нации, которая веками раскачивала ее между бытием и небытием, государственностью и безгосударственностью.
Впрочем, оно не заглушило чувства и стремления сознательной части украинцев, которые в ХХ веке вели борьбу за то, чтобы украинское государство состоялось.
ХХI век: многоликость русского монстра
Прошло сто лет. Россия все еще хочет чувствовать себя хозяйкой украинцев, не желая выпускать их из своих удушливых объятий. И тут великодержавной соседке пригодились русские националисты в Украине.
В течение периода, минувшего со времени обретения политической независимости нашего государства, русский национализм мимикрировал, приобретая тот или иной вид и кое-как заботясь о том, чтобы хоть в малейшей степени соответствовать среде и не выпирать чужеродным телом из украинского естества, стремившегося к демократизации. Поэтому уже в 90-х годах прошлого века возникли на территории Украины, на первый взгляд, разноликие политические партии: и преданных славянофилов, и псевдолибералов, и своеобразно влюбленных в Конституцию демократов, и странных 'прогрессивных романтиков', которых влечет прошлое в его самых неприличных (или, точнее, патологических, с точки зрения модерного общества) социально-политических проявлениях.
Впрочем, совсем скоро внутренняя сущность начала брать верх - некоторые из партий начали избавляться от неестественных для себя внешних форм, меняя свои названия на более соответствующие. Поэтому сегодня, например, члены вчерашнего Славянского народно-патриотического союза уже откровенно декларируют себя в качестве Партии политики Путина. Как тут не вспомнить сакраментальное черносотенное:
'Царя обожаем
мы русской душою:
Мы знаем - без власти Царя
Не встанет вовеки
над русской землею
Довольства и счастья заря!'.
Другие же еще пытаются 'сохранять лицо', поэтому меняют название на нейтральное (с точки зрения идеологических приоритетов). Тот, кто еще вчера провозглашал 'С нами Бог и Россия', сегодня пополнил ряды Партии регионов.
Другой характерной особенностью русского национализма в нашей стране является то, что он (как и 'при царе' или 'при советах') уверенно чувствует себя по всей Украине. Поэтому во Львове русский националистический дух проявился в виде, например, политической партии 'Русский блок' (в городе находится юридический адрес партии). В столице действуют в различных ипостасях - от партий 'Русско-украинский союз' и 'Союз' до Партии труда и целых четырех коммунистических. . .
В Донецке укоренилась Славянская партия. О Крыме и говорить нечего - за 'русскими общинами' на полуострове и крымских татар скоро не будет видно, не то что украинцев. В сотрудничестве с крымским отделением Славянской партии они весной прошлого года создали патриотический блок 'В будущее с Россией'.
Может, не стоит по этому поводу беспокоиться? Но это настораживает: а если завтра в другой части Украины кто-то начнет активно отстаивать желание 'будущего с государством Х', а кто-то третий - с соседом-государством Y и т.д.? Мы 'толерантно' будем молчать, довольствуясь объяснениями типа того, что в 'преддверии очередных выборов' такие вещи для Украины - норма?
Знакомство с программами упомянутых и других политических партий, с заявлениями их лидеров подводит к однозначному выводу, что основной целью русских националистических организаций в Украине (в их славянской, либеральной ли, коммунистической и т.д. ипостасях) является деятельность, направленная на реализацию интересов соседнего государства и нации, на закрепление в головах соотечественников антизападных идей.
И опять: возможно, кто-то будет отрицать, доказывая, что ничего угрожающего для Украины в антизападнических установках, в призывах типа 'трансформировать славянские народы в единое общество' или в признании 'русских вторым государствообразующим народом', как и в предоставлении русскому языку 'статуса государственного' и в стремлении 'возрождения' 'Советского социалистического государства', нет? Но, помня о 'славянофильстве' черносотенцев, о националистическом духе русского православия, об антизападничестве и его последствиях в нацистской Германии или коммунистическом СССР, а также приняв во внимание, что те, кто еще вчера ратовал за объединение сторонников 'славянской национальной идеи' (славяне - нация?), сегодня уже четко ориентированы 'на Путина', а выступления в поддержку 'канонического православия' приводят к неприятию частью соотечественников христианских, прогрессивных, цивилизационных идей Запада, - четко понимаю, что все эти идеи являются деструктивными для украинцев и Украины.
Мы - 'русские'?
Истек минувший век, но мало что изменилось в восприятии русским националистом украинца. В начале ХХ века это восприятие, за единичными исключениями, концентрировалось в двух-трех установках, суть коих сводилась к тому, что либо 'украинцев здесь нет! Их нет ни на земле, ни под землей' (Ренников А. Самостийные украинцы. Сатирические очерки украинского движения. - СПб., 1914. С.18), либо же украинцев вместе с русскими и белорусами причисляли к 'исконно русским людям', лишая тем самым их права быть отдельной нацией.
Сегодня в старой, милой русскому сердцу 'песне' звучат все те же нотки: 'Исторические документы, летописи не знают ни государства Украина, ни 'украинского' народа, ни 'украинского' языка. В них можно найти только реальные исторические названия, такие как 'Малая Русь', 'Великая Русь', 'малоросс', 'великорус' и т.п.' (см.: http://ukrstor.com/ukrstor/smolin_nishozhdenije.htm) Не менее поражает и следующее признание: 'Кому же все-таки принадлежит земля государства под названием Украина? Ответ прост: конечно, русским, которые непрерывно живут тут как минимум две тысячи лет и составляют абсолютное большинство населения - более 90 процентов. Украинцам? Конечно! Но лишь постольку, поскольку они - часть русского народа. Без этой связи претензии некоего племени 'укров' на владение территорией Руси не имеет никаких исторических основанний' (см.: http://kro-krim.narod.ru/).
Эти высказывания дают представление о тех жестких рамках, в которых находится сознание сегодняшних 'истинно русских'. Понятно, что эти 'рамки' приемлемы только для них. Для русскоязычных же украинцев ('не малороссов'), не говоря уж об украинцах - в языковом, ментальном, культурном и т.д. измерениях, они, я убеждена, покажутся, как минимум, рамками эдакого 'словесного ада'. И в каждом его круге в той или иной форме 'русские' будут глумиться, будут поносить все украинское - от языка до независимости.
В общем же, современная русская националистическая мысль по-прежнему не только является своеобразной смесью мифов о 'славянском единстве' - она обильно приправлена полуправдой. Охотно пользуются ее носители и урезанными или искаженными фактами. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить, например, страницу Inform-Krime (http://kro-krim.narod.ru/), в качестве эпиграфа было взято гоголевское высказывание: '. . .надо благодарить Бога, что мы русские. . .'. В связи с этим, прежде всего, нелишне было бы поинтересоваться: Гоголь декларировал себя 'русским' в смысле - 'русским' или же, как издревле повелось на Руси-Украине (со времени, когда о 'России' еще и слыхом не слыхивали), в значении - 'русином-украинцем'? Впрочем, вдаваться в тонкости самоидентификации Николая Васильевича современные 'истинно русские', как и их пращуры, не стремятся. Но ведь, как не раз говорилось, факты - вещь упрямая. И вот эти, последние, просто вынуждают сомневаться в 'русскости' Николая Васильевича. Вспомним хотя бы, что, пребывая в свое время в Карлсбаде, Nicolas de Gogol в книге пациентов напротив своей фамилии собственноручно указал 'Ucrainien'. И это ощущение своей украинскости было у писателя не спорадическим: находясь за пределами Украины, Гоголь часто ощущал острую потребность возвращаться на родину. Наверное, в одну из именно таких минут, обращаясь в письме к другу - М.Максимовичу, он призывал его бросать 'Кацапию' и ехать 'в наш Киев', дескать, 'для кого мы работаем?'.
Русская земля, ее культура, русская интеллектуальная среда никогда не были для Гоголя родными. Как отмечал современник (Б.Кистяковский), гениальный писатель так и не смог грамотно писать на чужом языке ни с точки зрения орфографии, ни с точки зрения синтаксиса или этимологии. По определению Н.Бердяева, для России Гоголь остался самым загадочным писателем, ведь, придя в русское общество, он увидел в нем не человеческие образы, а только 'обрывки', 'гримасы людей' - Чичикова, Собакевича, Хлестакова и тому подобных чудовищ. Его 'большому и неправдоподобному таланту', по мнению Бердяева, дано было открыть отрицательные стороны русского народа, его 'нечеловеческое хамство', его темных духов, все то, что искажало 'образ и подобие Божье'.
Несколько иное признание на склоне лет сделал и В.Розанов, заметив: 'Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя; и в 62 года думаю: 'Ты победил, ужасный хохол', потому что увидел и высветил русскую душеньку, в его терминах, в 'преисподнем содержании'. Вот так, если украинец покладистый, он уже не украинец, а 'русский'. Если же отказывается быть покладистым, он - проклятый хохол.
Хочу обратить внимание и на тот факт, что сегодня русские все чаще и безапелляционнее причисляют русскоязычных украинцев к 'русским'. Тут стоит вспомнить одну из записей, сделанных Днепровой Чайкой, что называется, 'для себя', - в собственной записной книжке на русском языке(!): 'Знаю. . . что я украинка, а не русская: никакие бедствия, слова и события Великой России не волнуют мое сердце так, как история Украины, никакой напев не находит такого резонанса у меня в груди, как украинский, ни за кого не болит так сердце, как за ее промахи, ошибки, ее язвы - отдаются стоном у меня в душе. И чем больше вижу в ее истории ошибок, недостатков, тем горячее люблю ее'. А вывод из этого признания может быть только один: национальная самоидентификация - вещь слишком частная и сложная, чтобы к ее установлению и декларированию приобщался кто-то другой, кроме самой личности.
Впрочем, к осознанию таких нюансов большинство из среды русских интеллектуалов (даже якобы и просвещенных) никогда не стремилось. Быть может, натолкнувшись на нечто подобное, В.Антонович в Х?Х в. с горечью заметил, что русская интеллигенция, только за исключением 'весьма счастливых редких лиц', происходила от помещиков или попов, но в большинстве случаев - 'от семени крапивы'. . .
. . .Наверное, сладко быть русским. Как и немцем, французом или, например, китайцем. Но и украинцем (украино- или русскоязычным) быть никак не хуже. Отвратительно только, когда твое естество столетие за столетием упорно стремятся русифицировать. . .
Мария КАРМАЗИНА - доктор политических наук