Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузинский политический рынок: что продают и что покупают?

Первый и самый доступный политический товар - антироссийская политика

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первый и самый доступный политический товар - антироссийская политика. Безусловно, на начальном этапе национально-освободительного движения это была реальная, основательная и эффективная политика. Она давала народу возможность объединиться, мобилизоваться, избавиться от тоталитаризма и завоевать государственную независимость. Факт, что 15 лет назад все постсоветское пространство было проникнуто этим духом, и Грузия не составила исключения

Под таким заголовком аналитический центр редакции начинает публикацию статей. Наша цель - анализ тех основных причин, по которым остаются нерешенными по сей день значительные внутренние и внешние проблемы.

Одно дело - самоотверженная попытка, а другое - результат. Когда нет результата, значит, или непригодны средства для достижения цели, или непонятна суть данной проблемы.

В таком случае выход возможен только при условии взаимного сопоставления многообразных взглядов и соображений. На политическом языке это подразумевает допущение плюрализма, а на языке рыночной экономики - шанс выбрать из широкого ассортимента лучший товар.

За минувшие 15 лет власть в своем подходе к коренным политическим вопросам утвердила настолько непроходимо-безальтернативный стереотип, что 'внесение' на политической рынок отличных от официоза взглядов столь же бесперспективно, как и нереализуемо, а подобные попытки - проигрышны. Поэтому ниже мы попытаемся разобраться лишь в том, какой политический товар нам 'продают'.

Известно, что обычный хозяйственный рынок состоит из трех основных компонентов: покупатель, производитель-продавец и товар. На этих же составляющих основан и политический рынок: власть, партии и политики как производители - продавцы политического товара; политические идеи (программы) как товар; избиратели как потребители политического товара. Разница лишь в том, что избиратель 'платит' за товар, вместо денег, свой голос, да и то заранее, так как политический товар - это только предвыборные обещания и ничего больше.

Потому-то порядок предварительной 'оплаты' оставляет избирателя большей частью разочарованным. В той или иной степени так происходит во всех странах, и пока человечество не знает механизмов решения данной проблемы. Хотя избирателям тех стран, где предлагают широкий выбор, наносится сравнительно меньший ущерб.

Грузия - самая бедная политическим товаром страна. По этой причине и еще потому, что годность политического товара трудно заранее установить, наш избиратель вынужден руководствоваться лишь личными симпатиями в отношении производителя политического товара. В сущности, именно на это делают акцент и теле-радио каналы, газеты и журналы, детально информирующие избирателя о личной жизни и свойствах кандидата.

Ясно, что нет ничего плохого в том, чтобы народ знал об образовании, принципиальности, семейном положении и других биографических данных избираемого. В конце концов, так делают и в странах развитой демократии.

Но, в отличие от нас, тамошний избиратель принимает решение главным образом на основании того, во-первых, - что (а не кого!) предлагают, во-вторых, какая политическая программа больше отвечает его требованиям, и, в-третьих, насколько реально выполнение заявленных обещаний.

В этом отношении на нашем политическом рынке - дефицит. Дефицит не политических партий и кандидатов, а качественного политического товара.

Почти все политические силы предлагают нам одно и то же. И избирателю, фактически, неясно, чья программа и позиция и чем отличается от других, поскольку идейные позиции каждой из них по сути своей схожи. В результате мы получили логический курьез - к названиям партий приписаны фамилии ее лидера. Для избирателя это единственная возможность отличить партии друг от друга.

К примеру, 'Объединенные демократы' - Бурджанадзе, 'Националы' - Саакашвили, 'Правые' - Гамкрелидзе и т.д.

Впрочем, непонятно и то, чем отличаются 'Объединенные' от необъединенных демократов, 'Новые правые' от старых правых и т.д. И что главное, сомнительно, знает ли хоть одна из них, какая идейная позиция отличает ее от других.

Пока в этом плане не предвидится никакой перспективы для новшеств, наверное, будет нелишним разобраться, какой политический товар предлагают нам на сегодняшнем рынке.

Первый и самый доступный политический товар - антироссийская политика. Безусловно, на начальном этапе национально-освободительного движения это была реальная, основательная и эффективная политика. Она давала народу возможность объединиться, мобилизоваться, избавиться от тоталитаризма и завоевать государственную независимость. Факт, что 15 лет назад все постсоветское пространство было проникнуто этим духом, и Грузия не составила исключения.

Этой политики мы придерживаемся до сих пор, и все политические партии и лидеры продолжают торговать этим товаром. Что она нам дает и почему уже не является полезной и притягательной, об этом в нашей следующей статье. А сейчас лишь отмечу, что большинство населения уже ясно видит, что подобная политика не приносит желаемых результатов.

Второй значительный товар, который предлагают наши политики, - проамериканизм. Такая ориентация вполне понятна и оправданна. Ведь сегодня к сближению именно с этой супердержавой стремится большинство государств мира. Поэтому для нашей маленькой страны такая политика не только оправданна, но и необходима. Так что тут дело не в исключении или оригинальничании. Проамериканскую политику с большей или меньшей степенью интенсивности проводили все власти Грузии (и бывшая, и нынешняя) В этом плане позиции всех (или почти всех) партий тоже схожи.

Третий политический товар - демократия. Правда, пока ни партии, ни избиратели не разобрались, какие свойства у этого товара и почему все наши власти (и бывшую, и действующую) считаются недемократичными. Но факт, что все партии торгуют этим товаром.

Конечно, нашей молодой демократической стране трудно понять, что есть и что не есть демократия. Но тот, кто вынесет сегодняшнюю действительность, будет знать, по каким критериям следует оценивать демократичность той или иной власти.

Наконец, напрашивается вопрос: может, не стоит критически оценивать эти три товара, так как другого выбора у нас все равно нет. И все мы хорошо осознаем, что хотим того или нет, должны приобретать этот товар, не торгуясь и не подвергая сомнениям. Тем более что преимущество и оправданность всех трех уже давно практически и фактически подтверждена на примере многих стран. Приходится сожалеть лишь о том, что названная 'троица' пока не принесла нам желаемых результатов.

А иногда создается такое впечатление, что чем упорнее и откровеннее мы противостоим России, чем сильнее стремимся к Америке и демократии, тем больше отдаляемся от желанной цели.

Возможно, потому, что подобно хозяйственному товару, политический тоже подвержен изнашиванию и требует постоянного обновления. Ведь и история развитых стран свидетельствует о необходимости постоянного обновления, то есть успех страны определяется не тональностью и темпом риторики, а политической динамикой.

Поэтому у нашей страны, наших граждан сегодня настолько же тяжелое положение, насколько устарел политический товар, которым нас 'кормят'.

Центр стратегических исследований 'Азри'

____________________________________________________________

Свои вопросы президенту медиа-холдинга Georgian Times Малхазу Гулашвили вы можете задать здесь