На Балтийском форуме, который проходил в Юрмале 26- 27 мая, много говорили о нынешнем состоянии и перспективах развития российско-латвийских отношений. Оценки экспертов были далеки от оптимизма, но и не безнадежны.
Традиционный 'хоровод'
Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок, заместитель председателя Ассоциации 'Россия -США' (Россия):
- Направление российско-балтийских отношений находится в застое и временно 'закрыто'. Нечастые экспертные диалоги приводят к обмену обветшавшими претензиями. Круглые столы, собираемые с лучшими намерениями, не могут продвинуться дальше традиционного 'хоровода' претензий и контрпретензий.
Надо отдать должное российскому внешнеполитическому ведомству - в 2005 году им была предпринята попытка разорвать порочный круг. Были предложены для подписания документы об основах политических отношений, о границе. Все это, к сожалению, потонуло в попытках политизированных увязок с историческими претензиями балтийских политиков к политике не существующего уже 15 лет Советского Союза. История отношений с исчезнувшим с политической карты мира государством не должна тянуть назад и ограничивать возможности построения наших нынешних отношений, что и было предложено в российском документе.
В итоге Россия взяла тайм-аут и, похоже, не намерена вновь проявлять активность на балтийском направлении. У балтийских же политиков, кроме свода претензий к СССР и связанных с этим исторических 'фобий', политики в отношении России нет и не было.
На российско-балтийские отношения слишком большое влияние оказывают заносчивость и чванство бюрократов от политики. Для многих в Балтии собственная значимость несоизмеримо выросла после вступления в НАТО и ЕС (хотя от этого многие проблемы только умножились), а у нас порой не хотят различать на географической карте небольшие балтийские государства. Но мы не должны дожидаться, пока малоуправляемое развитие событий сделает окружающий мир еще более опасным.
Нужна 'финляндизация'
Игорь Юргенс, первый вице-президент ЗАО 'Ренессанс-Капитал' (Россия):
- Концепция российской внешней политики в отношении Латвии пережила большие зигзаги - от 'пакетного' принципа, увязывающего развитие экономических отношений с решением правозащитных вопросов, до идеи 'начать отношения с чистого листа'. Но более эффективным могла бы быть т. н. концепция 'двухплоскостных отношений'. То есть жесткое противостояние по ряду ключевых вопросов, где наши позиции расходятся, вполне допустимо сочетать с продуктивным сотрудничеством в тех сферах, где оно возможно и, главное, выгодно обеим сторонам.
Перечень совпадающих интересов не очень широк, но он есть. Так, в 2005 году Россия и Латвия совместными усилиями сумели в рамках Всемирной морской организации 'отбить' попытки наших скандинавских соседей ввести обязательное буксирное сопровождение танкеров в акватории Балтийского моря. Не стоит, наверное, объяснять, к каким потерям для экономик наших государств могло привести введение этой ничем не обоснованной меры.
Разумеется, мы могли бы постепенно решать и 'кризисные' вопросы наших отношений. Шаги Латвии по смягчению реформы образования имели бы однозначно положительные последствия. Латвия могла бы использовать эстонский опыт предоставления негражданам права участия в муниципальных выборах, а также принятую там процедуру предоставления негражданам статуса 'неграждан Евросоюза'. Конечно, эти меры не решают проблему полностью, но все-таки могут существенно изменить ситуацию в лучшую сторону.
Что бы еще хотелось посоветовать нашим балтийским друзьям? Я бы назвал это 'финляндизацией' внешней и внутренней политики. Эти принципы сформулировала президент Финляндии Тарью Халлонен месяц назад в интервью 'Латвияс авизе'.
Первое. Финские политики хорошо отдают себе отчет в том, что для них уверенный взгляд в будущее гораздо важнее постоянного муссирования ее драматической истории первой половины ХХ века.
Второе. В Финляндии хорошо понимают, что российская внешняя политика находится в тесной связи с вопросами ее безопасности. И это следует учитывать. В решении проблемы безопасности Финляндии мало чем может помочь ее участие в Североатлантическом блоке.
Третье. По мнению президента Финляндии, ситуация в России сейчас гораздо более благоприятная, чем, скажем, 6- 7 лет назад.
. . .Если бы латвийские правящие политики придерживались подобных принципов в отношениях с Россией, то нам давно бы удалось снять все основные межгосударственные проблемы.