Вполне возможно, что майские события на Тынисмяги (у памятника Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских оккупантов - Х.С.) являются продолжением прошлогодних майских торжеств в Москве, посвященных 60-летию победы во Второй мировой войне.
Тогда президент России Владимир Путин надеялся широко распространить в мире канонизированную в России освободительную идеологию, но ему помешало выступление президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги. Но ответный удар империи был только вопросом времени. Для этого Россия на время оставила неприятную тему и вынесла ее уже хорошо подготовленной вновь 9 мая нынешнего года. Целей было, очевидно, несколько: прежде всего, показать, что Эстония по-прежнему является 'маленьким отвратительным нацистским государством'.
Речь идет о хорошо подготовленном сценарии, над которым российские политтехнологи (какое отвратительное слово!) работают уже давно. Так, 25 мая представитель России в ОБСЕ Бородавкин выступил с речью, в которой говорил об осквернении памятника на Тынисмяги и его возможном переносе.
Появившиеся на поверхности в связи с событиями на Тынисмяги Андрей Заренков (секретарь Антифашистского комитета Эстонии - прим. пер.) и мэр города Маарду Георгий Быстров уже ранее мелькали в ежегодных отчетах полиции безопасности. В качестве нового деятеля появился на арене бывший просоветский Владимир Лебедев (председатель Союза российских граждан в Эстонии - прим. пер.)
Своей головой они неспособны разрабатывать сложные стратегические и тактические планы. Ценные указания и планы они получают из посольства России в Таллине и из Москвы.
На что надеются политики?
События на Тынисмяги являются следствием того, что разные политические силы из сиюминутных политических соображений долгое время не решали вопрос о памятнике. Это прямая вина политиков в том, что дело обернулось так скверно.
Когда год назад изгадили монумент на Тынисмяги, политики и близкая партии Реформ (ведущая правящая партия Эстонии - прим. пер.) газета 'Постимеэс' обвинили в этом генерального директора полиции и его плохую работу. В нынешнем году этого почему-то делать не стали. Следовательно, в прошлый раз дело было не в деятельности генерального директора, а в его личности. Но полиция не решает проблему, а только поддерживает и без того плохой статус-кво.
Вместо того чтобы прятаться за спины полиции, нужно искать решение. Одно из возможных решений - соглашение с русскими. Достичь согласия с русскими может, естественно, тот, у кого хорошие с ними связи - например, Эдгар Сависаар (председатель партии Центра, в которую входит много русскоязычных граждан, министр экономики - прим. пер.). Если он выторгует как у русских, так и партии Реформ мирное соглашение - например, о переносе памятника - то тогда он наверняка упрочит свои позиции в правящей коалиции.
Возможности партии Реформ кроются в следующем решении - в конце-концов, и из Тынисмяги можно сделать 'Лихула' (поселок, в котором в 2004 году был установлен памятник эстонским эсэсовцам. Его снос вызвал большое негодование среди эстонского населения - прим. пер.) Может возникнуть какое-нибудь неожиданное решение, которое смешает карты русских. Роль полиции заключается в откладывании конфликта. Но это не может длиться вечно. До сих пор полиция действовала правильно. Во всяком случае, полиция проинструктирована и в соответствии с анализом рисков она знает, как действовать.
Но может возникнуть ситуация, которую не сумели предусмотреть. Человеческий фактор может оказаться непредсказуемым. Однако полиция не может опростоволоситься. Что будет тогда? Для этого нужно спросить, чего хочет противная сторона.
Целью Быстрова, Заренкова, Лебедева и их танкистов на деле очень проста - они хотят сцены насилия для СМИ.
'По словам президента Эстонии Арнольда Рюйтеля, откладывать с созданием комиссии больше нельзя', - сказал пресс-секретарь президента Эно Раун БНС. Это звучит как злая перефразировка принципа 'если хочешь затянуть дело, создай комиссию'.
Самое бесполезное дело - начать заседать в комиссиях. Комиссии не решают ничего, только рекомендуют. Приглашение в комитеты русских радикалов очень опасно, так как это повышает их статус и показывает, что с их политической силой считаются.
Но комиссии комиссиями, а решать должно правительство. В то же время правительство не может прятаться за то, что памятник городской и находится на земле города. Проблема давно уже не муниципальная, а государственная.
Новое действие - 22 сентября
Новое крупное тематическое мероприятие в Таллине, занесенное в планы Москвы, состоится 22 сентября. Тогда будет отмечаться 'освобождение' Таллина Советской армией. И где же лучше всего его отметить, как не у памятника на Тынисмяги!
Еще до этой даты в Петербурге пройдет совещание руководителей ведущих промышленных стран и России на тему энергетической безопасности - саммит G8. Но для России будет неплохо погарцевать на саммите и на 'домашние' темы, и темы близлежащих стран Балтии. Одним ударом семерых!
Правительство Эстонии получило от полиции безопасности достаточно оценок возможных угроз, чтобы отнестись к ним серьезно. Никто в правительстве не может сказать, что ничего не слышал.
Да, все партнеры по коалиции хотят заполучить голоса русских. Но если контроль над выступлениями на Тынисмяги будет потерян и правопорядок падет, то падет и правительство. Выбор непрост и должен быть сделан до 22 сентября.