Для поездки в Киев у Саакашвили на этот раз появился более серьезный повод: проходивший в столице Украины саммит ГУАМ обсудил пока еще туманные перспективы этой организации. Как и следовало ожидать, встреча не смогла четко определить штрихи нового политического пасьянса.
Насчет этого сотрудничества, выросшего на системе СНГ, с самого начала высказывались скептические соображения. И сегодня русские не без злорадства заявляют, что ГУАМ, созданный в противовес влиянию России на постсоветском пространстве, фактически, не сумел выполнить ни одну стоящую перед ним задачу. До сих пор эта организация не смогла представить какие-либо серьезные проекты. План транспортировки в Европу нефти Каспия по трубопроводу Одесса-Броды, т.е. через Украину, превратился в полнейшую утопию. Короче говоря, ГУАМ уподобился СНГ.
В Грузии же тема СНГ становится актуальной в зависимости от того, когда Саакашвили решает продемонстрировать эффектные манеры. А окончательно вопрос о выходе из этого постсоветского объединения власти Грузии поставили лишь после того, как Содружество Независимых Государств, давно признанное недееспособным, уже чуть ли не стало 'умирать своей смертью'.
Любопытно, что недееспособность СНГ признают сами русские. Путин давно уже заявляет, что Содружество не оправдало себя. Ясно, что в такой форме, по мнению экспертов, СНГ Россию не устраивает. Следует отметить и то, что российские дипломаты в приватных беседах с иностранцами утверждают, что СНГ исчерпало свою первую функцию, которая заключалась в том, чтобы распад СССР прошел бескровно, т.е. чтобы между республиками не начались гражданские войны. А сейчас, мол, СНГ должно перейти в другой формат. Трудно сказать, что подразумевает этот 'другой формат', - реформирование столь популярного в недавнем прошлом СНГ или что-либо другое.
Параллельно с этим, русские многозначительно заявляют и о том, что в их стране работают приблизительно 10 миллионов граждан СНГ, которые ежегодно посылают на свою Родину до 4-х миллиардов долларов.
Особые надежды на перспективы ГУАМ возлагает только Грузия, хотя трудно говорить о позитивном будущем этой организации, тем более, если учесть следующее мнение экспертов: 'Объединенные в ней государства связывают свое будущее не с ГУАМ; они смотрят на эту организацию, как на средство интеграции в Евро-Атлантические структуры. 'Локомотивами прогресса' в ГУАМ, естественно, считаются две страны: 50-миллионная Украина, с ее тяжелой промышленностью и металлургией, и Азербайджан - со своей нефтью'.
Как предполагают эксперты, в случае активизации ГУАМ, Россия не удовлетворится только салонными отношениями с этой организацией и попытается ограничить ареал ее отношений с внешним миром.
Но пока у нее в этом плане нет особенно резких проблем. Украина и Азербайджан в последнее время преданно придерживаются линии конструктивного сотрудничества с Россией. Хотя относительно Азербайджана есть и скептические соображения, что так, возможно, долго продолжаться не будет, поскольку Россия и Азербайджан, в конечном счете, являются все же соперниками в нефтяной сфере. Поэтому настанет час, когда после урегулирования обстановки в Ираке их интересы пересекутся.
Однако факт, что на данном этапе Ильхаму Алиеву прекрасно удалось наладить отношения с северным соседом.
СНГ же, как отмечают эксперты, в ближайшие 5-7 лет разделится на сферы интересов, во главе которых будут Россия, США, Иран и Китай.
Что касается нынешней обстановки, то Украина, в отличие от Грузии, все же сумела попасть в перечень 'безнадежных кандидатов' Евросоюза. Ясно, что Грузия должна предать забвению надежды на вступление в Евросоюз. Опять-таки в отличие от нее, гораздо более широкими возможностями для лавирования располагают Азербайджан и государства Средней Азии, которые являются членами Организации экономического сотрудничества, и выход из СНГ не станет для них проблемой, тем более что в перспективе у этих стран есть шанс продолжить отношения с Россией в обычном режиме.
Для Грузии же этот 'обычный режим' может стать даже фатальным, независимо от того, завоюет или нет грузинское вино рынок Восточной Европы, той Восточной Европы, у которой и самой появились серьезные проблемы после ужесточения Евросоюзом многих требований.
В отношениях с Россией, кроме вопроса о СНГ, следует учесть и ту серьезную проблему, которую власти Грузии сами создали собственной стране. О каком 'вкусе свободы' может идти речь, когда по соглашению, оформленному с российской компанией 'Газпром', Грузия попала едва ли не в кабальное положение, а между тем идет разговор о еще большей либерализации этого соглашения?
Есть еще одна опасность: что произойдет после ухода из Абхазии миротворцев? Абхазия не является субъектом международного права, и соответственно, не сможет остаться в СНГ. Однако, если она этого пожелает, нетрудно предугадать, как будут развиваться события и как поведет себя Россия.
Нам следует задуматься и над тем прецедентом, который только что имел место в Черногории, где сепаратистская, самопровозглашенная республика объявлена путем референдума независимым государством.
Этот факт международная общественность встретила подозрительным молчанием.
Приезд Сергея Шамба в Тбилиси и привезенный им какой-то документ власти Грузии расценили как шаг вперед в вопросе урегулирования ситуации в Абхазии, хотя абхазская сторона пошла лишь на возвращение беженцев.
Разумеется, под этими беженцами имеются в виду те, кто сам захочет возвратиться в Абхазию. Так что для проведения референдума абхазы получат легитимное средство. В такой сложной для Грузии ситуации еще более возмутительны постоянное веселье власти и те 'мыльные мероприятия', очевидцами которых мы ежедневно являемся.
Следует задуматься и над достаточно участившимися нарушениями воздушного пространства Грузии со стороны России. Эти нарушения, как правило, вообще не оглашаются, в отличие от периода президентства Шеварднадзе, и только в редких случаях высокие чины власти ограничиваются очень туманными разъяснениями или мало реализуемыми угрозами.
Фактически, преданы забвению и известные угрозы Саакашвили, согласно которым Грузия планировала сбивать все те объекты, которые пересекут ее границу. В общем, наша власть не сумела ни взлететь, ни даже вползти на дипломатические вершины.
В то же время Россия своей 'рафинированной политикой' постепенно заводит Грузию в тупик. Как отмечают эксперты, Россия может вынудить Грузию пойти на новые уступки. Может, это будут как экономические инициативы, так и новые политические решения. А Саакашвили умудрился в этот же период настроить против даже партнеров своего же региона.
По мнению компетентных лиц, власти Грузии допустили непростительную ошибку, когда в Концепции национальной безопасности не включили Азербайджан в список стратегических партнеров и не просчитали заранее возможности расширения многообразных 'превентивных союзов' со странами региона после выхода из СНГ.
И вновь возвращаемся к теме саммита ГУАМ. Считается, что у этой организации практически нет никаких шансов сформироваться в качестве полноценного международного политического объединения.
У нее нет будущего именно потому, что все страны - члены этой организации (к примеру, Азербайджан) не придерживаются антироссийской позиции. И изменить это не смогут ни замена названия, ни свободная экономическая зона. Что касается этноконфликтов, их, к сожалению, невозможно урегулировать без России. На саммите же в Киеве, как и на других подобных мероприятиях, было много театральности, которая, как правило, оказывается безрезультатной.
___________________________________________________________
Ответы президента медиа-холдинга Georgian Times Малхаза Гулашвили на вопросы наших читателей вы можете прочитать здесь