Еще несколько лет назад нынешние заголовки в прессе разных стран были бы просто немыслимыми. В течение всего нескольких дней администрации США пришлось пойти на уступки сразу по двум центральным внешнеполитическим вопросам. Во-первых, "ближневосточному квартету", в который наряду с США входят Россия, ЕС и ООН, удалось остановить попытки США полностью перекрыть властям Палестинской автономии финансовые потоки. В иранском вопросе администрация Буша (Bush) оказалась, в конечном итоге, в полном офсайде: против нее выступили Китай и Россия. Вашингтон, как всегда неспособный действовать в одиночку, позволил, своим европейским союзникам, не желая того, "убедить" себя в очередной раз воздержаться от санкций или даже военных ударов по Ирану и вместо этого дождаться исхода следующего раунда переговоров между Тегераном и трио из стран ЕС: Франции, Германии и Великобритании.
Москва демонстрирует сдержанность
Тем временем президент России Владимир Путин уверенно отвечает на нападки Дика Чейни (Dick Cheney). В начале мая вице-президент США, выступая в Литве перед главами правительств стран "новой" Европы, обвинил правительство Путина как "противника реформ в попытке повернуть вспять прогресс, достигнутый в последнее десятилетие" и "с помощью нечистоплотных методов урезать права народа". Самого главу российского государства он обвинил в том, что тот шантажирует и запугивает соседей. Однако на Путина нападки Чейни не произвели никакого впечатления. В середине мая, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, он в ответ заметил, что "разговоры об окончании гонки вооружений преждевременны". И это очевидно: отношения между Вашингтоном и Москвой снова стали прохладными, поэтому на повестке дня у Москвы стоит наряду с усилением российских вооруженных сил также вопрос активизации российско-кубинских отношений.
Пекин набирает очки
Ряд глупых оскорблений со стороны администрации Буша в адрес китайского президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao) во время государственного визита последнего в Вашингтон в конце апреля усилили, в конечном счете, в Пекине позиции тех сил, которые не строят никаких иллюзий относительно характера и целей сверхдержавной политики США. Пекин расширяет свои дипломатические связи со все большим кругом стран, шедших традиционно в фарватере США, например, с Саудовской Аравией. Там Президент Ху Цзиньтао объявил под аплодисменты, что Пекин в будущем хочет "играть более значительную роль в деле обеспечения мира и экономического роста" на Ближнем и Среднем Востоке и "тесно сотрудничать с правительствами арабских стран".
Даже Турция, долгое время считавшаяся одним из самых близких союзников Вашингтона, теперь берет по отношению к нему все большую дистанцию. Действия США на Ближнем Востоке, особенно в Ираке, без учета стратегических интересов Анкары, вызвали там большую тревогу, к тому же нападение США на Иран имело бы для Турции еще более неприятные последствия. В начале мая министр иностранных дел Абдуллах Гюль (Abdullah Guel) предусмотрительно отказал в использовании военных баз США в Турции для проведения операций против Ирана. Вашингтон напрасно пытался смягчить Турцию обещанием строительства атомной электростанции.
Стратегические перспективы
Реакция международного сообщества на необузданный произвол, творимый единственной сверхдержавой США, не заставила себя ждать. Становится все более очевидным, что в основе сопротивления против иранской политики Вашингтона лежит более широкая, стратегическая перспектива. Так, Пекин в рамках подготовки встречи министров иностранных дел стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая пройдет в июне, поддерживает усилия Москвы, направленные на то, чтобы Иран стал членом этой организации. Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан тоже уже являются членами ШОС, инициаторами создания которой являются Россия и Китай, и которая призвана сдержать экспансию США в Средней Азии. Закрытие военных баз США в ноябре 2005 года в Узбекистане и угроза их закрытия в Киргизии являются первым успехом этой политики.
Взбунтовалась Латинская Америка
Даже в Латинской Америке, являвшейся до недавнего времени бесспорным задним двором США, политический маятник раскачивается в обратную от США сторону. После десятилетия неолиберальной экономической политики, инициированной Вашингтоном, регион в целом остается таким же бедным, как и прежде, только бедные стали еще беднее, а богатые богаче. Между тем самые серьезные политические процессы разыгрываются за рамками непосредственной зоны влияния Вашингтона. Президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales) не останавливается перед национализацией, которую проклинают на Западе. А Аргентина демонстрирует, что небо не падает на землю, оттого, что она, несмотря на тяжелые экономические проблемы, не следует указаниям Международного валютного фонда в Вашингтоне.
Для администрации США это провокация, которую еще несколько лет они бы не потерпели. Сегодня им из-за ситуации в Ираке и из-за легкомысленно утраченного международного авторитета не остается ничего другого, как просто наблюдать за всем этим со стороны. Особенно беспокоит Вашингтон тот факт, что Китай становится для стран Латинской Америки все более значимым торговым партнером, уже начинающим брать на себя роль, которая традиционно была за США, а именно, готовить военные кадры. Все это говорит о принципиальном изменении соотношения сил в мире не в пользу США.