Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восток должен принять общеевропейские ценности

Восток должен принять общеевропейские ценности picture
Восток должен принять общеевропейские ценности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После десятилетия доверия в отношениях с Россией Запад начал терять терпение. Исчерпались запасы безоговорочной доброжелательности тех кругов, которые ранее некритично воспринимали действия Кремля. Раздражение Запада постепенно увеличивали очередные шаги России, ее упорное и бесцеремонное стремление ко все новым целям

Причиной эскалации напряженности в отношениях России с Западом является ее нежелание считаться с принципами цивилизованного мира, считает Стефан Меллер, бывший министр иностранных дел Польши

После десятилетия доверия в отношениях с Россией Запад начал терять терпение. Исчерпались запасы безоговорочной доброжелательности тех кругов, которые ранее некритично воспринимали действия Кремля. Раздражение Запада постепенно увеличивали очередные шаги России, ее упорное и бесцеремонное стремление ко все новым целям.

Решающими оказались годичной давности вопрос газового шантажа в отношении Украины и совершенно свежая история с Беларусью, где Россия могла бы без труда совладать с непослушным сатрапом. Между тем, она манипулирует на геостратегическом уровне судьбами целой страны и народа. Не только ближайшие соседи, но и мир обеспокоен грубым использованием привилегированной позиции России как главного поставщика энергетических ресурсов, нарушением прав человека, наконец - созданием властью все новых барьеров на пути развития гражданского общества.

Жесткая реакция вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) на вильнюсской конференции, если и не была знаком новой политики, то представляла собой очевидный симптом этого раздражения. Также и Европа - понимаемая как общность не только интересов, но и ценностей - не может в долгосрочном плане делать вид, будто все в порядке, будто практика и система ценностей, исповедуемых Кремлем, могут быть раз и навсегда одобрены. И именно это становится самым важным вопросом: определение точной границы между поддержкой строительства потенциальной демократии в России и критикой.

Когнитивный шок

В широком плане самой серьезной проблемой России, ведущей к эскалации напряженности в отношениях с Западом, является то, что российский истеблишмент не считается с ценностями, повсеместно признаваемыми на Западе, ценностями, которые его породили и считаются основанием цивилизованного мира. Нежелание строить демократическое гражданское общество также делает образ России все более неприглядным для внешнего мира. Особенно чувствительны к этому политики Евросоюза, который в 50-е годы строили христианские политики из Германии, Италии, Франции, стремясь не допустить когда-либо в будущем войны, подобной недавно отгремевшей. Как же им поверить в то, что Россия движется к демократии? Что им делать с заявлениями о том, что политики в Москве строят 'другую' демократию?

Обращает на себя внимание тот факт, что и российские демократические круги сегодня совершенно открыто декларируют необходимость расстаться с верой в то, что в России удастся построить демократию, известную европейцам. В этой ситуации западный мир, до сих пор готовый принимать московскую формулу о невозможности подражания в России классической демократии, все чаще убеждается в том, что эта формула служит лишь дымовой завесой. Ее задача - замаскировать факт поиска новой мутации системы: синтеза прежних порядков, своего рода коммуноцаризма с человеческим лицом. Посему гораздо более решительная, чем раньше, реакция Запада на нарушение стандартов плюрализма и гражданских свобод должна стать методом радикальной поддержки демократических процессов в России.

Наследие империи

Отметив это, укажем на смягчающие обстоятельства, то есть, потенциальные аргументы защиты. На первое место поставим когнитивный шок, который испытали русские, в течение 70 лет отрезанные от внешнего мира. Чем в этой ситуации стала Россия, и к каким элементам прошлого нужно обращаться? Какова география этого государства, каких пределов достигает его влияние? По сей день, разговаривая с жителем России, порой нелегко сказать, кем считает себя наш собеседник: русским, гражданином Российской Федерации или же 'советским человеком'. Прибавим к этому многочисленность народов, живущих на территории Федерации и тот факт, что именно национальные конфликты, вовсе не замороженные в советские времена, стали одной из важнейших причин распада Советского Союза.

Разумеется, основным источником этих дилемм является проблема наследия империи. Также не подлежит сомнению то, что российские предпосылки к мышлению о своем месте в мире глубоко укоренены в истории, в том, что история 'наградила' Россию множеством булыжников, от которых она освобождается с величайшим трудом, а то и не умеет или хочет от них освободиться. Более того, Москва должна определить себя в ситуации, потери земель, которые она по сей день считает матерью России и православия - взять хотя бы Украину с Киевом. Иначе, но подобным образом обстоит дело и с остальными бывшими союзными республиками.

Понимание истории - это также одно из серьезнейших препятствий на пути улучшения польско-российских отношений. Речь не идет даже о том, что в глазах русских Польша - это часть славянского мира, которая непонятным для них образом тяготеет к Западу. Если добавить, что в России понятие 'славянство' означает объединение государств с подобным мышлением, а не демографически-племенную концепцию, как у нас, то становится понятнее, почему мышление о поляках в России связывается с мышлением о нас как о предателях. Этот узел нарастает: неслучайно польско-российские связи наиболее накалились тогда, когда примерно год назад началась дискуссия вокруг Ялты. Она стала началом спирали, первым звеном цепи опасных событий, за которым последовало, в частности, недопустимое обхождение с Польшей во время празднования окончания второй мировой войны.

Болезненной проблемой остается и Катынь, и она останется таковой, пока эта трагедия будет в составе амальгамы неподобающим образом строящейся политики новой России и ее отношения к собственному наследию. Между тем, пока непохоже, что грядут какие-то изменения. А ведь, вопреки тому, что мы порой слышим от русских, нет ни одного разумного поляка, который, говоря о катынском преступлении, обвинял бы в нем русских как нацию. Мы знаем и повторяем, что вину за него несет тогдашняя структура тоталитарного государства. То, что Москва отвергает предлагаемую Польшей формулу осуждения катынского преступления, по моему мнению, вредит демократическим планам России. Не говоря уж о двусторонних отношениях между нашими странами, такое замалчивание загрязняет российское мышление о собственной истории, затрудняет освобождение от проклятого для всех нас - поляков и русских - наследия коммунистических преступлений.

Пока это не изменится, отношения между Польшей и Россией будет дестабилизировать не только газопровод, пролегающий по дну Балтийского моря, но и ров в учебниках истории и в памяти польских семей. Если к проблемам с историческим наследием прибавить вызов, каковым является огромная, с трудом поддающаяся охвату и управлению в условиях трансформации страна, гигантские экономические и демографические проблемы - то сложно удивляться тому, что знаменитый российский вопрос 'Что делать?' правители страны и рядовые граждане задают себе по несколько сот раз на дню. Также сложно удивляться наличию потребности в суррогате или предпосылок к созданию новой идеологии, которая объединит народ и государство, а для самого государства станет фундаментальным ориентиром.

Польский ключ к России

Будем помнить и о том, что российская политика не является одномерной и синхронизованной. Москва постоянно ищет различные возможные варианты, а решения Кремля зачастую связаны с настроением в данный момент и зависят от того, что только что 'пришло по почте'. Проблема в том, что ответы появляющиеся в последнее время, - это чаще всего или шаг вперед - два назад или же вообще три шага назад. При всем драматизме положения России, начинают, к сожалению, появляться, а порой доминировать слишком простые ответы, заключающиеся зачастую в обращении к разнообразным вариантам лозунгов из тех времен, которые, как казалось, навсегда прошли. Между тем, ситуация развивается как в уже ставшем классическом фильме 'Рейс' Марека Пивовского (Marek Piwowski): оказывается, что Москва, прямо как инженер Мамонь, больше всего любит лозунги, которые ей уже известны.

Мир безусловно осознает необходимость поддержки российских механизмов приспособления и хочет, чтобы Россия стала государством, развивающимся благополучно, богатым и сильным благосостоянием своих граждан. Всегда ли мы сотрудничаем хорошо и умно? Всегда ли предвидим последствия наших мнений и поведения? Порой может сложиться впечатление, что мы имеем дело или с ненужной уступчивостью (что в долгосрочном плане является плохим дидактическим подходом) или с неэффективным и вредным покрикиванием, также представляющим собой разновидность антидидактики.

Хочу четко заявить: демократический мир обязан в равной мере поддерживать Россию, если она идет в направлении демократии, и создавать механизмы контроля и самоконтроля. Их существование должно проявляться в прозрачных - более однозначных, чем это бывало до сих пор - оценках, комментариях и директивах. Я имею в виду не только диалог между отдельными государствами, но также, и прежде всего, создание, насколько это возможно, согласованного общественного мнения стран Запада. Большое влияние имеют на это политические силы и масс-медиа, а также облик Европейского Союза. В конце концов, одной из причин, по которым должна быть создана будущая конституция (или другой регулирующий документ) является шанс на формирование общей внешней политики. Механизмы контроля должны вести к реалистичной оценке нынешней Российской Федерации и ее отношений с миром.

В поисках границы уступок

Тем временем, с одной стороны мы имеем дело с нежеланием России решительно заняться поиском нового, демократического лица страны и нового места в мире, а с другой - с отсутствием последовательного поведения Запада в широком понимании. Однако поскольку спор с Россией становится у нас на глазах постоянной составляющей современной международной политики, следует серьезно задуматься о том, где могут пролегать нерушимые границы уступок с обеих сторон, и чего они касаются.

Без такого знания сегодня невозможно эффективно поддержать строительство демократии в России. Лишь такая, с трудом обретаемая компетентность является ключом, открывающим дверь к доброму и желанному диалогу. Отмычкой эту дверь не открыть. Голос Польши - спокойный и по существу - может внести большой вклад. Но будем помнить, что, как говаривал писатель, 'стиль - это человек'. Так что займемся неустанными поисками собственного польского стиля, собственного голоса, которого мир ожидает и к которому он внимательно прислушивается.

Стефан Меллер - историк, публицист, дипломат, бывший министр иностранных дел. В 60-е годы - сотрудник Польского института международных дел, затем проректор Государственной высшей театральной школы. Был связан с демократической оппозицией, публиковался в самиздате, в т.ч. в журнале 'Krytyka'. Посол ПР в Париже и Москве, автор многих исторических исследований, в т.ч. книг 'Революция в долине Луары' (Rewolucja w dolinie Loary) и 'Прощание с революцией' (Pozegnanie z rewolucja).

____________________________________________________________

Пайпс: Путин возвращается к царским временам ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Энергетическая холодная война ("Wprost", Польша)