Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Роман строит новую империю в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин и его коллеги в Кремле придумали один весьма наглядный способ убедить бизнесменов, что играть следует по их правилам. Один финансовый консультант рассказывает: 'Они недвусмысленно дают понять тем, кто хотел бы вложить капиталы в России, какой выбор перед ними стоит. Они просто выкладывают на стол две фотографии. На одной изображен Роман Абрамович на своей яхте

Пользуясь своими политическими связями, российский миллиардер и владелец 'Челси' покупает на родине металлургическую компанию; возможно, в его планах и британская фирма Corus

Владимир Путин и его коллеги в Кремле придумали один весьма наглядный способ убедить бизнесменов, что играть следует по их правилам. Один финансовый консультант рассказывает: 'Они недвусмысленно дают понять тем, кто хотел бы вложить капиталы в России, какой выбор перед ними стоит. Они просто выкладывают на стол две фотографии. На одной изображен Роман Абрамович на своей яхте, на другой - Михаил Ходорковский в тюремной камере. После этого все обычно идет как по маслу'.

Кремль, конечно, не против инвесторов - как отечественных, так и зарубежных - но они не должны создавать ему политических неудобств, а в последнее время все чаще появляется и новое условие: их действия не должны противоречить интервенционистской экономической политике государства. 'В российском 'большом бизнесе' ничего не происходит без указаний Кремля', - замечает наш банкир.

Что ж, вряд ли тридцатидевятилетнему Роману Абрамовичу демонстрировали его собственное фото, но в последние недели у него наверняка состоялось несколько конфиденциальных бесед с Путиным и его помощниками. Не прошло и года с тех пор, как он продал свои активы на родине, и вот самый богатый человек в России, в прошлом торговец нефтью, а ныне 'олигарх ? 1' и губернатор Чукотки, получивший широкую известность как тот самый плутократ, что купил футбольный клуб 'Челси' и набил его под завязку звездами первой величины, намерен вернуться на российскую экономическую арену.

Известие о том, что он собирается пожертвовать тремя миллиардами долларов из своего состояния, которое оценивается в 23 миллиарда, на покупку 40% акций второй по величине российской металлургической компании 'Евраз', вызвало на прошлой неделе приступ лихорадочного 'гадания на кофейной гуще' у московских аналитиков. Этот шаг также позволяет в новом свете истолковать сообщения о том, что Абрамович, возможно, приобретет пакет акций англо-голландской металлургической фирмы Corus. 'Евраз', чьи акции торгуются на лондонской бирже, недавно вел с Corus переговоры о партнерстве, но безрезультатно - очевидно, причина состоит в том, что Corus в настоящее время продает свои активы в алюминиевой промышленности.

Однако и после этого слухи о слиянии 'Евраза' с Corus продолжают распространяться, и в этих условиях покупка Абрамовичем пакета акций может восприниматься как способ поучаствовать в этом процессе. Но почему он тогда не пытается приобрести Corus напрямую? Вероятное объяснение заключается в том, что металлургические активы на родине представляются ему более привлекательным 'призом', и он считает необходимым вернуться в российский бизнес.

'В российской металлургии намечается реструктуризация, - указывает один аналитик. - Но Александр Абрамов [ему принадлежит 60 % акций 'Евраза'] идет на сделку по доброй воле. Партнерство с Абрамовичем и его инвестиционной компанией Millhouse Capital, зарегистрированной в Британии, менеджеры 'Евраза', судя по всему, рассматривают как способ заручиться его политическим влиянием'.

Добиваясь этого влияния, Абрамович действовал весьма дальновидно. Последние 10 лет он искусно маневрирует на политической арене: в частности, Абрамович участвовал в переговорах о передачи власти от Бориса Ельцина Путину. В то же время, судьба других олигархов, сделавших состояния на российской 'приватизации' - например, его бывшего наставника Бориса Березовского или того же Ходорковского - оказалась незавидной.

В прошлом году Абрамович продал свои 72% акций гигантской нефтяной компании 'Сибнефть', которую они с Березовским (этот бывший профессор математики, поссорившись с Кремлем, перебрался из России в Лондон) приобрели в 1995 г., когда Ельцин пополнял казну за счет распродажи государственных активов. От этой сделки он выручил около 12 миллиардов долларов, которые он присовокупил к 5-7 миллиардам, уже размещенным в Millhouse.

Глава отдела стратегического планирования московского 'Альфа-банка' Крис Уифер (Chris Weafer) считает, что причины этого поступка очевидны: 'Государство определило ряд стратегических отраслей экономики, на которые оно стремится оказывать влияние. Особую важность в этом смысле представляет энергетический сектор, поскольку он имеет еще и геополитическое значение. Здесь государство хочет не просто влиять на ситуацию, но и контролировать ее'.

Если у кого-то возникнут сомнения, достаточно вспомнить о сокращении 'Газпромом' газовых поставок через территорию Украины в январе этого года и тот акцент, что Путин делает на вопросах энергетической политики при подготовке к саммиту 'большой восьмерки' в Петербурге, где он выступит в роли председателя.

Стремление Кремля к непосредственному долгосрочному контролю над топливно-энергетическим сектором наглядно проявилось два года назад, когда конкурент 'Сибнефти' - государственная компания 'Роснефть' - приобрела активы нефтяного гиганта 'ЮКОС': эта сделка вызвала противоречивые отклики, и многие даже считают ее мошеннической, поскольку собственность 'ЮКОСа', ранее возглавлявшегося Ходорковским, была по сути конфискована государством. Первоначально власти намеревались слить 'Роснефть' с 'Газпромом'. Когда же нефтяная компания искусно уклонилась от этого шага, оптимальным вариантом для Кремля - и для Абрамовича, который заработал миллиарды - стало слияние 'Газпрома' с 'Сибнефтью'.

По словам Уифера, вмешательство Кремля в экономику охватывает и другие сферы, - такие стратегические отрасли как трубопроводная инфраструктура, телекоммуникационная и аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика и металлургия - однако, в отличие от энергетического сектора, в этих отраслях он стремится не к прямому контролю, а к влиянию за счет создания крупных государственных компаний-'флагманов', действующих наряду с частными фирмами.

Поэтому здесь у Абрамовича есть пространство для маневра. 'Он продал свои активы в секторе, который не в состоянии контролировать. Но теперь он приобретает активы в отрасли, которую может постепенно взять под контроль, особенно если он заручился поддержкой Кремля', - отмечает один российский аналитик.

По мнению экспертов, Абрамович отнюдь не случайно продемонстрировал интерес к 'Евразу' всего через три дня после того, как российская компания 'Северсталь', возглавляемая олигархом Алексеем Мордашовым, объявила о слиянии с металлургическим концерном Arcelor. Если эта сделка состоится, Мордашов получит 40% акций и фактический контроль над крупнейшей сталелитейной компанией Европы, а попытка индийского магната Лакшми Миттала (Lakshmi Mittal) купить Arcelor будет сорвана.

У Абрамовича отлично налажены связи с Путиным и его ближайшими помощниками: например, заместителями главы президентской администрации Игорем Сечиным и Виктором Ивановым - в прошлом влиятельной фигурой в руководстве Федеральной службы безопасности. В 1999 г. Абрамович потратил 500 миллионов долларов на приобретение российских алюминиевых заводов, а годом позже они с Березовским объединили их с активами Олега Дерипаски, создав компанию 'Русал'. Через пару лет Абрамович продал свои алюминиевые активы Дерипаске за 3 миллиарда долларов.

'Есть две гипотезы относительно его нынешнего шага, - отмечает один аналитики. - 'Идеалистический' вариант заключается в том, что это предусматривалось в рамках сделки по 'Сибнефти': он продал ее государственной компании по столь высокой цене в обмен на обязательство реинвестировать часть денег в России для развития одной из стратегических отраслей. Но вероятно и другое: государство не имеет сильных позиций в металлургической промышленности, и такая ситуация его не устраивает, учитывая, что она считается стратегически важной'.

Кремль пытается усилить свое влияние в отрасли за счет приобретения пакета акций 'Норильского никеля', производящего никель, платину и палладий, а также еще одной фирмы, специализирующейся по производству титана.

'Однако, - продолжает упомянутый аналитик, - с этой точки зрения ему будет только полезно, если одну из крупнейших металлургических компаний будет контролировать дружественный олигарх'.

Для Абрамовича 'Евраз' представляет собой выгодный плацдарм, поскольку Абрамов идет на сделку по доброй воле; на прошлой неделе стороны официально подтвердили, что ведут друг с другом переговоры. Однако приобретение акций 'Евраза' для него, скорее всего - лишь первый шаг. Так, один наблюдатель, работающий в Москве, полагает, что 'он постарается использовать 'Евраз' для укрепления своих позиций на российском рынке, а затем двинется дальше'.

По всем признакам, Абрамович уже разработал маршрут этого 'движения'. Как сообщают источники в Москве, он ведет переговоры с другим 'металлургическим олигархом' - Алишером Усмановым, которому принадлежат два горно-обогатительных комбината - Михайловский и Лебединский. Если сделка состоится, доступ 'Евраза' к железорудным ресурсам расширится.

Кстати, известно, что Усманов - один из инвесторов Corus. Есть и другой вариант - Arcelor. Или, если завладеть Arcelor не удастся, Абрамович может помериться силами с Митталом. Только представьте себе схватку между самым богатым человеком в России и индийским металлургическим магнатом за контроль над мировой сталелитейной промышленностью - такого не придумал бы и человек с самым богатым воображением!

Карьера Романа:

1987 г. - в период горбачевской 'перестройки' Абрамович начинает торговать нефтью

1992 г. - начинается приватизация российской госсобственности

1993-4 гг. - Финансовый кризис и резкое падение рубля

1995 г. - Продажа крупнейших государственных активов, в том числе 'Норильского никеля', 'ЮКОСа' и 'Сибнефти': последняя достается Абрамовичу и Березовскому

1998 г. - Финансовый кризис в России. Абрамович и Березовский увеличивают свои пакеты акций

1999 г. - Абрамович приобретает активы 'Сибнефти', принадлежавшие Березовскому, и тратит 500 миллионов долларов на покупку алюминиевых заводов.

2000 г. - Создание 'Русала' вместе с Олегом Дерипаской. 'Сибнефть' впервые выплачивает дивиденды по своим акциям

2003 г. - Аьбрамович продает свою долю в 'Русале' и 'Аэрофлоте', и покупает 'Челси' за 250 миллионов фунтов. Неудачная попытка слияния 'Сибнефти' и 'ЮКОСа'. У Ходорковского начинаются неприятности

2005 г. - Абрамович продает свои акции 'Сибнефти'

2006 г. - Абрамович планирует приобрести пакет акций 'Евраз'

____________________________________________________________

Пятно на репутации нашего футбола ("The Guardian", Великобритания)

Деньги Абрамовича: манна небесная или 'троянский конь'?("The Daily Telegraph", Великобритания)

Роман Абрамович: Chevo? ("The Guardian", Великобритания)

Лига в составе одной команды вряд ли порадует 'Челси' ("Daily Mail", Великобритания)

Найдется ли храбрец, способный взяться за проблему 'Челси'? ("The Times", Великобритания)

Когда же Абрамович раскошелится по-настоящему? ("The Daily Telegraph", Великобритания)

'Челси' возвращает Путину долг благодарности ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Мрачный и извилистый 'боевой путь' Романа Абрамовича ("The Independent", Великобритания)