Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Куда и в чьи руки идут деньги ограбленных бизнесменов

Миллионы, потраченные сомнительным образом уполномоченными президента и первой леди Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В грузинской политической действительности по-прежнему актуальной остается тема Фондов. Власти уверяют, что в силовых структурах Фонды ликвидированы. Однако по сей день неясно, насколько законно перечислялись средства на их счета и как ими распоряжались

В грузинской политической действительности по-прежнему актуальной остается тема Фондов. Власти уверяют, что в силовых структурах Фонды ликвидированы. Однако по сей день неясно, насколько законно перечислялись средства на их счета и как ими распоряжались.

Против обнародования структур Фондов выступают и сами бизнесмены, хотя значительная их часть, как недавно публично заявил президент Федерации бизнесменов Бадри Патаркацишвили, перечисляет туда деньги не добровольно, а по принуждению.

В Грузии существуют Фонд президента, Фонд реформ и развития, Фонды развития правовых структур, Фонд развития культуры, Фонд уполномоченного президента, благотворительный Фонд Первой леди и другие, где сосредотачиваются сомнительного происхождения средства, значительная часть которых расхищается.

Даже самая умная голова в нашем руководстве не додумалась бы до того, чтобы, к примеру, имущество кутаисского бизнесмена, Бондо Шаликиани, попавшее в Фонд реформ и развития, оформить как дар. А выглядит имущество Шаликиани в этом фонде так: АО 'Сатракторо' (действующее тракторное производство), АО 'Орпирский чай', акции АО 'Электромеханик', действующее предприятие 'Электроприбор', акции Кутаисского автозавода и т.д.

Кроме отнятого у них имущества, бизнесмены почему-то 'бескорыстно' дарят этому фонду еще и собственные предприятия, а также значительные суммы. Например, мясокомбинат, принадлежащий ООО 'Арсена' в Вани, нефтебазу - собственность ООО 'Имерети+', фармацевтическое производство - от ООО 'Фарм-Аланс', недвижимое имущество Изольды Шаликиани, санаторий 'Саирме', нежилую площадь в 1513,38 кв.м., которой владела Розетта Бешкенадзе, площадь в 1279, 16 кв.м., собственность ООО 'Смарти', долю ООО 'Жинери' и солидные средства, в том числе от 'Ахали кселеби', 'Би Энд Пи', 'Карту', 'Металекс', Потийского морского торгового порта, от АО 'Ферро', 'Орифлейм Джорджия', 'Сакартвелос банки', 'Окрос Сацмиси' и других фирм.

И это только то, что касается Фонда реформ и развития. А фонды уполномоченных президента - это вообще отдельная тема разговора. Мониторинг их легитимности, а также законности или незаконности деятельности провела Ассоциация молодых юристов Грузии и обнародовала заключение следующего содержания.

В соответствии со статьей 5.2 Закона Грузии 'О юридическом лице публичного права', такое юридическое лицо может быть учреждено Указом президента Грузии, административным актом органа государственного управления или нормативным актом высшего исполнительного органа автономной республики, предусматривающим решение вопросов, входящих в компетенцию автономной республики.

Уполномоченному президента не дано права издавать нормативные акты, что исключает возможность учреждения им юридического лица публичного права. Кроме того, уполномоченный президента не упоминается в перечне лиц и органов, правомочных учреждать юридическое лицо публичного права, каковым является фонд. Следовательно, у него нет права создавать фонд.

Исходя из вышесказанного, можно однозначно сделать вывод, что Фонд уполномоченного представляет 'образование', учрежденное с грубым нарушением закона, и оно не может считаться легальным субъектом', - говорится в заключении Ассоциации молодых юристов.

На счетах фондов уполномоченного аккумулируются средства в основном в виде пожертвований, что предусмотрено статьей - 'другие доходы' законодательства. Так, 6-го января 2005 года в Фонд государственного уполномоченного президента в Имерети поступило в виде пожертвований 912500 лари. Любопытно, однако, что этот взнос совпадает с периодом, когда в предварительном заключении находился некий экс-министр, родом из Имерети.

Поэтому нетрудно догадаться, было это добровольное пожертвование, рэкет или же результат сомнительной сделки. А в таком случае взнос никак не может считаться пожертвованием, предусмотренным грузинским законодательством.

Согласно 'Положению о государственном уполномоченном президента Грузии в административно-территориальных единицах Грузии' так называемые другие поступления должны использоваться следующим образом: во-первых, для финансирования целевых программ социально- экономического и муниципального развития; во-вторых, для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф на данной территории; и, в-третьих, для финансирования других мероприятий, предусмотренных законодательством. А в соответствии с Законом Грузии 'О создании Фонда государственного уполномоченного президента', назначение фонда - содействовать осуществлению целевых программ по развитию региона и самоуправления.

Однако очень часто факты свидетельствуют об обратном. К примеру, получается, что на Фонд государственного уполномоченного президента Грузии в Имеретинском краю возложена совершенно иная функция. Средства фонда регион использует для приобретения канцелярских принадлежностей и оплаты жилого дома, снятого для уполномоченного.

Кроме того, решением от 11 июня 2004 года, ежемесячно выделялось по сто лари с целью приобретения монокарт для сотрудников охраны уполномоченного.

Как поясняет сам уполномоченный президента в Имерети, 31 августа 2005 года Совет фонда принял решение, на основании которого с августа по декабрь включительно были выделены лари в эквиваленте 1500 долларов для оплаты снятого им жилого дома.

Опять-таки из средств фонда 'прославленный' мэр Тбилиси Гиги Угулава профинансировал и оплату губернатором Самегрело-Земо-Сванети своего же собственного дома. С этой целью ежемесячно выделялись лари в эквиваленте 500 американских долларов. Из денег фонда было оплачено также печатание визитных карточек и удостоверений сотрудников аппарата уполномоченного президента в Кахети.

Средства фондов ассигнуются и на такие мероприятия, для которых и без того выделяются деньги из других источников. К примеру, распоряжением N97 правительства Грузии от 7-го апреля 2005 года для аппарата уполномоченного президента в Кахети выделено из резервного фонда правительства 45700 лари с целью урегулировать вопрос оплаты труда работников госаппарата.

Как видим, средства из фондов расходуются не по назначению, тем более, что затраты на госаппарат должны быть обязательно учтены в расходах на содержание аппарата уполномоченного. Так что вывод однозначен - мало внимания уделяется целесообразности расходования средств.

На заседании Совета фонда уполномоченного в Имерети 2 августа 2004 года было принято решение выделить 1000 лари на цели визита министра образования и науки Грузии.

К этому решению приложено датированное тем же числом распоряжение N126 уполномоченного. Из этого документа явствует, что уполномоченный президента счел целесообразным просить у Совета фонда 1000 лари для приема гостей и проведения заседания в Кутаиси.

Однако в финансовом отчете фонда за 2004 год записано, что на прием министра образования и науки, и поддержку реформ в системе образования потрачено 1600 лари. Эта сумма, как пояснил тогдашний главный бухгалтер Фонда уполномоченного, состоит из 876 лари, потраченных на визит министра, и 600 лари - на гостей из Центра по госэкзаменам и оценкам. Указанные средства были выделены на основании распоряжения уполномоченного N199 от 22 декабря. Причем, исполнительный директор фонда уверяет, что этот вопрос обсуждался на рабочем совещании с гамгебели - руководителями местных администраций района, хотя в решении Совета фонда, датированном 28 декабря 2004 года, ничего не сказано о финансировании данного мероприятия.

Еще примеры.

В Самегрело-Земо-Сванети, согласно протоколу N9 от 9 ноября 2004 года Фонда уполномоченного президента Грузии, были утверждены расходы на благоустройство фамильного дворца Дадиани и центрального бульвара.

Однако соглашение о государственных закупках в связи с вышеуказанным мероприятием было оформлено гораздо раньше, 25 Октября, т.е. глава администрации Зугдидского района еще до утверждения расходов заключил соответствующие соглашения. Таким образом, налицо превышение полномочий (Уголовный кодекс, статья 333. 1)

В Гурийском краю, распоряжением N2 от 25 Января 2005 года председателя фонда Уполномоченного, выделено 1900 лари для закупки продовольствия для резервистов. На основании этого распоряжения, Фонд приобрел 10 мешков сахара, 10 мешков муки, 50 бутылок растительного масла, 55 килограммов риса, 40 блоков сигарет 'Винстон'. Все продовольствие было передано бригаде N12 резервистов Гурии. Однако, по информации, полученной нами в министерстве обороны, расходы на питание и экипировку резервистов этой бригады, полностью профинансировало оборонное ведомство.

В результате изучения в ходе мониторинга финансовой документации всех регионов установлено, что зачастую из Фонда выделяются средства на социальную помощь.

К примеру, в Кахети из Фонда уполномоченного выдано 6183 лари в виде помощи социальным программам.

Однако, когда супруги с онкологическими заболеваниями, выявленными в ходе проведенного организацией 'Сайя' эксперимента, обратились в Фонд уполномоченного в Кахети с просьбой оказать им материальную помощь для лечения, то им ответили отказом под тем предлогом, что фонд не располагает средствами для социально незащищенных слоев населения. И заявление больных супругов было переслано для дальнейшего реагирования в соответствующую администрацию района, по их месту жительства.

Ассоциация молодых юристов запросила аппарат уполномоченного, каков у них порядок рассмотрения поступающих на имя уполномоченного президента заявлений об оказании помощи из Фонда и в каких случаях эти заявления направлялись, вместо фонда, в районную администрацию.

Согласно разъяснениям администрации уполномоченного (ответ N35 от 15 августа 2005 года), просьбы финансового характера, поступившие на имя уполномоченного президента, регулируются в соответствии с целевыми программами. И в случае, если просьба выходит за рамки программы, заявления пересылаются в администрацию района.

Но если это действительно так, тогда непонятно: если оказание материальной помощи социально незащищенным слоям не подпадает под целевые программы, чем можно объяснить выдачу денег из этого же Фонда именно в виде социальной помощи жителям?!

Ответ об отсутствии средств тем более не убедителен, что к этому периоду на счету данного фонда числилось 42000 лари. Из всего сказанного следует, что со стороны Фонда уполномоченного имеют место действия самовольного характера.

В результате перепроверки Ассоциацией молодых юристов документации, полученной в ходе мониторинга качества государственного контроля, было выявлено, что в большинстве случаев расходование финансовых средств из фондов уполномоченных не направлено на развитие региона и самоуправления. Хотя именно это, согласно законодательству, должно быть основным объектом финансирования (Закон Грузии 'О создании Фонда уполномоченного президента Грузии').

Немалая часть доходов фонда обычно расходуется на незначительные мероприятия. К тому же, решения исполнительных органов фондов уполномоченных о выделении конкретных сумм на проведение тех или иных мероприятий не имеют обоснования, почему необходимо профинансировать именно данное мероприятие, хотя оно выходит за рамки приоритетных и не соответствует принципам развития региона и самоуправления.

А тот факт, что государственный контроль в этом плане довольно слаб, лишний раз подтверждает, что фонды уполномоченных, как и другие фонды в Грузии, служат не развитию региона, а удовлетворению запросов конкретных людей.

Кроме правительственных фондов, в Грузии существуют также благотворительные фонды - сателлиты звеньев власти. Благотворительный фонд есть и у первой леди Грузии Сандры Рулловс. Хотя этот фонд создан в 1997 году, но число социальных программ и список финансовых доноров начал возрастать в нем, после того как Михаил Саакашвили стал президентом.

Благотворительный фонд - это хорошо, тем более, когда он предназначается для социальных программ. Однако объективной реальностью является и то, что сегодня на фоне размножившихся десятков благотворительных фондов трудно найти одного постоянного их финансиста, так как по большей части они работают за счет иностранных грантов.

Этой проблемы у Сандры Рулловс нет, и не должно быть, пока она супруга Саакашвили. Ее фонд финансирует серьезный состав спонсоров. Кстати, личности некоторых из них организация первой леди не скрывает. Наряду с несколькими известными иностранными компаниями, есть и грузинские имена. Фонд Сандры Рулловс в разное время финансировали 'Австралийские авиалинии', 'Грузинские авиалинии', 'Казбеги', 'Аверс-фарма', 'ПСП', 'КЛМ', ООО 'Ахали мтваре', ООО 'Виктория', посольство Нидерландов в Тбилиси, посольство Грузии на Украине и т.д.

Эти сведения обнародованы на веб-странице фонда Первой леди. Там же есть приписка: 'и многие частные лица' Хотя фонд не конкретизирует, кто эти частные лица и какого размера суммы они перечисляют в фонд первой леди.

Эта часть информации засекречена фондом. У гуманитарного фонда 'Соко' ('Гриб') Сандры Рулловс открыт счет в ТВС-банке, и в основном там аккумулируются средства, поступающие от компаний. Фонд благотворительный, охватывает социальные программы, и у любого бизнесмена есть прекрасное 'алиби': деньги, мол, перечисляю туда для нуждающихся, а не потому, что это фонд первой леди!

Хотя многие подобные фонды ходят за бизнесменами с протянутой рукой и просят перечислить им деньги. Поэтому нетрудно догадаться, по какому принципу выбирают бизнесмены, кому помочь, а кому - нет.

___________________________________________________________

Ответы президента медиа-холдинга Georgian Times Малхаза Гулашвили на вопросы наших читателей вы можете прочитать здесь