В канун самого главного российского государственного праздника - Дня независимости 12 июня - начинало казаться, что в сложившихся обстоятельствах украинская власть предпочтет просто его не замечать.
К перманентной газовой теме (так сохранится, все-таки по 95 баксов с 1 июля или нет?) добавилась куда более горячая - НАТОвская.
Практически каждая неделя в этом году приносила какие-то новости, свидетельствующие о резко падающей температуре двусторонних отношений. Навскидку - газ, молочная война, русский язык, антиНАТОвская риторика, Ан-70, ОДЭР-ГУАМ, приднестровский "контрабас", провал переговоров по разграничению морей и проливов. При этом стал гораздо более энергичным даже тон официальных комментариев, призванный быть сдержанным по своему определению. Впервые в истории двусторонних отношений министр обороны официально заявляет, да еще и в Брюсселе, что Россия проводит по отношению к Украине недружественную политику. Впервые персонами нон-грата объявляются парламентарии и даже вице-спикер. Впервые, в связи с истечением первого срока договора о дружбе с соседом, вместо его автоматической пролонгации предлагается подвергнуть ревизии линию границы. Наконец, поздравления российскому народу с праздником украинский Президент не произнес лично своему коллеге Владимиру Путину хотя бы по телефону, а передал через министра иностранных дел российскому послу. Словом, складывалось впечатление, что стороны находятся накануне взаимного отзыва своих послов "для консультаций", что является, как известно, последним шагом перед разрывом дипломатических отношений.
Велик соблазн обвинять в эскалации двусторонней напряженности исключительно северного соседа. Однако происходящее - не более чем закономерное следствие межеумочной политики, которую исповедовало и исповедует в российском вопросе руководство Украины. Это была даже не пресловутая многовекторность, а готовность, пусть даже демонстрируемая, а не реализуемая, поступаться вещами принципиальными для достижения призрачных целей то сегодняшнего дня (подать газ с 1 января), то, наоборот, далекого будущего (вступить в ЕС или хотя бы в НАТО). При этом выигранное время использовалось для чего угодно, но только не для предотвращения повторения неприятных ситуаций. Новое руководство страны начало с того, что объявило о начале новых отношений с чистого листа и: более ничего. Кроме риторики, не последовало никаких действий, направленных на возможное демпфирование неизбежно связанных с таким вольнодумством рисков. Дескать, мы скажем России в лицо все, что мы о ней думаем, а цену-то на газ повышать для нас за что? Причем это не ограничивается газом - буквально на днях Президент Виктор Ющенко в очередной раз заявил, что он верит в решение вопроса с продолжением строительства самолета Ан-70 "на самом высоком уровне". На каком, интересно? На комиссии "Ющенко-Путин", которая, судя по всему, не соберется никогда, и чьего российского сопредседателя украинский коллега по состоянию на 17.00 12 июня так и не поздравил лично с государственным праздником? Да, Россия должна Украине по самолету 47 миллионов, но при этом обладает правом на интеллектуальную собственность на большинство научных разработок, с ним связанных. Надеяться на то, что Москва в счет погашения долга откажется от такого права можно так же, как и на то, что в знак признания заслуг украинцев в деле освоения газовых месторождений Сибири "Газпром" установит для Украины фиксированную цену на газ 50 долларов на 50 лет вперед. Прогноз неутешителен: и долг не отдадут, и ноу-хау заморозят - просто для того, чтобы НАТО на Ан-70 не летало. Или, что еще вероятнее, доведут машину до ума сами и предложат тому же НАТО создать СП по ее эксплуатации. И это будет не византийское коварство, не циничное попрание двустороннего Договора о дружбе и сотрудничестве, а нормальная практика реализации в первую очередь собственных, а не соседских государственных интересов.
Реальная, а не задекларированная независимость - штука дорогая. Украине в свое время она досталась практически даром. Не привыкли мы что-то платить за нее и впоследствии - как платили за "шоковую терапию" поляки или прибалты, как до сих пор платят тбилисцы, забывшие, что такое работающий лифт или водопровод. Нет ничего удивительного в том, что развращенные практически бесплатным газом население и промышленники в штыки воспринимают перспективу его повышения. Удивительно другое - то, что политики, которых избрали не пожизненно, а на достаточно короткий срок, думают, очевидно, что времени впереди - как на школьном уроке, то есть бесконечность.
Источник: Грани плюс