Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Задачи США в связи с Шанхайским саммитом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шанхайская организация сотрудничества превратилась в евразийский центр силы с неуклонно крепнущим военным компонентом. Соединенным Штатам следует внимательно отслеживать антиамериканские действия этой организации, ища в то же время способы вступления с ней в диалог.

Пятнадцатого июня члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) соберутся на свою ежегодную встречу в Шанхае, городе, где родился этот евразийский блок. С момента своего зарождения как скромного экономического союза, который впервые за почти 1000 лет облегчил Китаю возвращение на свой среднеазиатский задний двор, ШОС превратилась в евразийский центр силы с неуклонно крепнущим военным компонентом. Соединенным Штатам следует внимательно отслеживать антиамериканские действия ШОС, ища в то же время способы вступления с ней в диалог.

Почетный гость: Ахмадинежад

Вашингтонские ученые мужи и политики выражают презрение к мощи ШОС - себе во вред. На саммите в нынешнем году почетным гостем ШОС будет иранский президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad), который станет настаивать на полноправном членстве Исламской Республики в этой организации, становящейся все более антиамериканской. В настоящее время Иран имеет в ШОС статус наблюдателя, наряду с Индией, Пакистаном и Монголией. Белорусский президент Александр Лукашенко тоже стучится в двери ШОС, чтобы приобрести еще один рычаг влияния на Россию, члена ШОС.

Источники в Москве говорят, что полноправное членство, возможно, не планируется ни для славянской диктатуры, ни для шиитской теократии. Ахмадинежад, однако, будет вознагражден встречами с глазу на глаз с главами государств - участников ШОС, в том числе с китайским президентом Ху (Hu), российским президентом Владимиром Путиным и казахским президентом Нурсултаном Назарбаевым.

Соединенным Штатам следует внимательно следить за сближением Ирана с ШОС, поскольку оно может указывать на растущую координацию между Москвой, Пекином и Тегераном. Это может оказаться особенно заметным, если Иран отвергнет последний пакет побудительных мотивов и откажется прекратить обогащение урана и открыть свою осуществляемую в течение 18 лет ядерную программу для назойливых инспекций Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Огромные ставки для России и Китая

С учетом огромных ставок для России и Китая в двусторонних отношениях с Тегераном, Соединенным Штатам, возможно, не удастся убедить Россию и Китай, что дружба с Ираном может не соответствовать их долговременным интересам. Россия недавно объявила о продаже Ирану зенитных ракет "Тор-М" для обороны иранского реактора в окрестностях города Бушер и других разбросанных по всей стране ядерных объектов от гипотетических воздушных ударов США или Израиля. Москва заинтересована не только в продаже Ирану обычных вооружений, но также и в расширении продаж атомных реакторов, поскольку всем известно о китайских сделках по импорту иранского природного газа в течение 30 лет на общую сумму свыше 100 млрд. долл. США.

Однако внимание лидеров ШОС в Шанхае должны занимать проблемы с радикальным Ираном в более длительной перспективе. Конкретно, обладающий ядерным оружием, религиозно агрессивный и свирепый Иран вполне может бросить вызов поддержке Россией авторитарных и светских постсоветских правителей на Кавказе и в Средней Азии. Иран стоял за суннитской исламской оппозицией в гражданской войне в Таджикистане в начале 1990-х годов и сегодня пытается проникнуть в Азербайджан.

Геополитические провалы Соединенных Штатов

На Шанхайском саммите Соединенным Штатам следует внимательно наблюдать и за другими антиамериканскими событиями. В прошлом году ШОС, подталкиваемая Россией и Китаем, приняла резолюцию с требованием ухода США с авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане. Отказ Соединенных Штатов урегулировать с узбекскими властями вопрос арендной платы за авиабазу и их резкое осуждение узбекского президента Ислама Каримова за смерть гражданских лиц при подавлении исламского восстания в Андижане в мае 2005 года тоже способствовали решению Узбекистана выслать из страны американских военных.

В нынешнем году Россия продиктовала Киргизской Республике условия продления сдачи в аренду Соединенным Штатам единственной остающейся у них в Средней Азии крупной авиабазы в аэропорту "Манас", вблизи столицы Бишкек. Москва потребовала прекратить все разведывательные полеты с этой авиабазы и ограничить ее использование для снабжения американских войск в Афганистане. Москва также поощрила киргизского президента Курманбека Бакиева к тому, чтобы тот потребовал у Америки помощь на сумму 100 млн. долл. и в 6 раз повысил арендную плату за авиабазу.

Казахстан: стержень политики США в регионе

Есть и хорошие новости в отношении ШОС. Соединенные Штаты расширяют свои связи с Казахстаном, важным добытчиком нефти, который проводит в регионе самую либеральную экономическую политику. Это также страна региона, наиболее открытая Западу. Во время своего майского визита в эту страну вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) похвалил президента Нурсултана Назарбаева, который управляет этой страной, зажатой между двумя гигантами с имперской историей, Россией и Китаем.

Среднеазиатские члены ШОС и наблюдатели - Афганистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - остро нуждаются в политической модернизации и экономическом развитии, и Казахстан может выступить в качестве ролевой модели. Казахстан планирует диверсифицировать свою экономику, базирующуюся сегодня на энергоносителях и сырье, на машиностроение, строительство и услуги. Деловая столица Алма-Ата находится в разгаре строительного бума и сегодня усеяна сияющими торговыми центрами и сверкающими новыми автомобилями. Высокая цена нефти за последнее десятилетие увеличила более чем в 4 раза доход на душу населения Казахстана; планируется к 2012 году довести объем добычи нефти до 3,5 млн. баррелей в сутки.

Г-н Назарбаев балансирует между Россией, Китаем и Соединенными Штатами. Он продляет нефтепровод к российскому порту Новороссийск и построил нефтепровод в Китай. Он объявил о соглашении относительно поставок своей нефти трубопроводному консорциуму Баку-Джейхан, который возглавляет "British Petroleum". Он также благожелательно отреагировал на требование Соединенных Штатов не строить трубопровод в Иран. Недавно Назарбаев направил письмо президенту Ахмадинежаду, призвав его отказаться от ядерной программы иранских военных точно так же, как Казахстан после распада Советского Союза расстался со своим ядерным арсеналом.

К сожалению, большинство государств Средней Азии пошли другим путем и остаются в основном под влиянием Китая и России. Нет никаких сомнений в отношении намерений Китая и России в Средней Азии: установить контроль над природными ресурсами и сдержать американское влияние в регионе. Растущие мощь и влияние ШОС свидетельствуют о том, что они, возможно, в этом преуспевают.

Вызовы политике Соединенных Штатов

Соединенные Штаты могут сдержать возвышение ШОС. Первое, Вашингтону следует признать, что Китай и Россия были исторически связаны с этим стратегическим регионом, поддерживают с ним связи в настоящее время и будут поддерживать их в будущем. Они исключительно чувствительны к заявленным интересам Соединенных Штатов и не готовы дружелюбно принять "нового парня в квартале". Дипломатические послания Вашингтона этим двум державам, всем остальным членам и наблюдателям ШОС должны оставаться тактичными и тонкими.

Соединенные Штаты могут продемонстрировать Пекину, что Россия втягивает его в антиамериканский блок, что противоречит долговременным интересам Китая. Себестоимость добычи российской нефти высока, а нестабильность на Ближнем Востоке поддерживает цены нефти на высоком уровне, что значительно увеличивает доходы России от экспорта нефти. Один высокопоставленный внешнеполитический советник Путина сказал мне, что Россия в тайне приветствовала бы усиление нестабильности на Ближнем Востоке, поскольку цена нефти может возрасти до 90 долл. за баррель и более. Китай, с другой стороны, является испытывающим энергетический голод экономическим центром силы, который сильно зависит от дешевой ближневосточной нефти. Китай заинтересован в установлении мира в зоне Персидского залива, чтобы гарантировать безопасность своих возрастающих инвестиций в энергетическую отрасль. Иран, если его не ограничивать и не сдерживать, скорее всего, еще сильнее повысит мировые цены нефти, так как проводит агрессивную политику поощрения террора, поддерживает исламский джихад и бросает вызов современным суннитским режимам от Персидского залива до Марокко.

Вашингтону следует привлечь внимание Москвы к геополитическим последствиям появления ядерного оружия у радикального Ирана, который вполне может устремиться в южное "мягкое подбрюшие" России.

Соединенным Штатам следует укреплять отношения с Казахстаном и тепло приветствовать президента Назарбаева, когда он прибудет в Америку в сентябре. Соединенным Штатам следует также поощрять демократизацию, защиту прав собственности и экономическую политику свободного рынка в Казахстане и, насколько это возможно, в других странах ШОС, особенно в Киргизстане и Таджикистане. Накопление богатств в регионе будет в большой мере препятствовать возвышению радикального ислама. Определенная доза современного светского образования и поощрение к более миролюбивым вариантам ислама, таким, как мистический суфизм, также помогли бы делу.

Выводы

Во время своей длительной войны с исламским терроризмом и политической идеологией, которая его порождает, Америка не может себе позволить конфликтовать с Россией и Китаем в Евразии. Таким образом, Вашингтон должен искать пути для установления диалога с ШОС в 5-ю годовщину ее создания. В противном случае Соединенные Штаты рискуют еще одним унижением от рук Москвы и Пекина.

Доктор философии Ариель Коэн является ведущим научным сотрудником по исследованию России и Евразии, а также международной энергетической безопасности в Центре имени Сары и Дугласа Аллисон (Sarah and Douglas Allison) Института международных исследований имени Дэвиса (Davis) фонда "Наследие" (Heritage Foundation).