Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Газпром" продолжает наступление

Споткнувшись на британцах, концерн устремился во Францию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газпром продолжает экспансию на европейский рынок. На днях стало известно, что российская монополия намерена увеличить свою долю в объемах газа, закупаемого Францией, и продавать газ с помощью французских компаний в третьи страны. Таким образом концерн хочет обойти ограничения еврочиновников и стать еще ближе к европейским потребителям

Газпром продолжает экспансию на европейский рынок. На днях стало известно, что российская монополия намерена увеличить свою долю в объемах газа, закупаемого Францией, и продавать газ с помощью французских компаний в третьи страны. Таким образом концерн хочет обойти ограничения еврочиновников и стать еще ближе к европейским потребителям.

Через Францию к англичанам

Как сообщил зампредседателя правления ОАО Газпром Александр Медведев, начиная со второго полугодия 2007-го компания планирует начать продажу газа французским компаниям Total SA и Electrecite de France (EDF). "Также мы изучаем возможности сотрудничества с Total и Gaz de France в области продажи газа в третьи страны", - раскрыл свои далеко идущие планы Медведев. Судя по всему, эта информация в заявлении зампреда является наиболее интересной: фактически речь идет о создании еще одного пути доступа российского газа до конечного потребителя в разных странах Европы.

При этом, как отмечает интернет-издание Газета.ru, сама Франция представляет для Газпрома весьма интересный рынок. Эта страна - один из крупнейших потребителей российского газа: в прошлом году Газпром поставил во Францию 13,1 млрд. кубометров голубого топлива. Помимо этого французские газовщики проявляют большой интерес к британскому рынку, рассматривая возможности различных приобретений на нем. Таким образом, посредством французов россияне смогут проникнуть на вожделенный для них британский рынок, держащий сейчас глухую оборону против поползновений российской монополии.

Европа боится потерять газ

Нынешнее заявление Газпрома аналитики оценивают как вполне укладывающееся в рамки стратегии компании. "Газпром наращивает свое присутствие в Европе, - заявила Газете.ru эксперт группы ЦентрИнвест Наталья Янакаева. - На данный момент доля российского монополиста в закупаемом Францией газе составляет 20%. Сейчас все французские закупки газа контролирует государство, но в середине 2007 года планируется либерализация французского газового рынка". По словам Янакаевой, Газпром собирается воспользоваться переходом газораспределительной отрасли Франции в руки частных компаний и увеличить свою долю в объемах газа, который закупает эта страна.

Комментируя экспансию Газпрома, аналитики отмечают, что европейцы крайне заинтересованы в российском газе. "Все меры, которые предпринимает Европа, чтобы не допустить к себе Газпром, - это не более чем попытки сбить цену на газ, - считает Наталья Янакаева. - Европе необходим российский газ, но сейчас в европейских странах беспокоятся из-за Америки, куда Газпром также будет осуществлять крупные поставки". По словам аналитика, в Европе обеспокоены тем, что добыча у Газпрома растет очень медленно, и высказываются опасения, что к 2010 году Газпром не сможет осуществлять поставки в тех объемах, в каких планировалось раньше. "Соответственно, и Европа и США боятся, что газа не хватит именно для них", - объясняет Янакаева.

"Газпром" наступает и в Азии

Газпром разработал проект договора с Ираном о создании совместного предприятия по строительству межконтинентального газопровода Иран-Пакистан-Индия протяженностью 2,7 тыс. км и стоимостью 4,1 млрд. USD. Проект, получивший личное одобрение президента России Владимира Путина, позволит России организовать поставки газа на рынки стран Юго-Восточной Азии. Отраслевые эксперты отмечают, что если Россия и Иран объединят свои газотранспортные системы, то будет фактически создан газовый ОПЕК.

По материалам российской газеты КоммерсантЪ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Газпром уже давно активно проводит политику экспансии в Европу. Напомним, что российский гигант неоднократно пытался выйти на конечного потребителя газа, минуя посредников. Однако присутствие Газпрома в Европе вызывало недовольство у многих. Евросоюз пытался заставить российскую компанию подписать энергетическую хартию, так называемую "Зеленую книгу", по условиям которой Газпром должен был продавать газ лишь на границах европейских стран. Далее этот газ реализовывали бы местные газораспределительные компании, добавляя, естественно, к цене Газпрома собственную надбавку. Газпром условия "Зеленой книги" не принял, предложив вместо этого создать альтернативный документ.

Комментарий:

"Большая восьмерка" - доползти до петербургской границы

Уильям Ричард СМИЗЕР - профессор Джорджтаунского университета

Недавний обмен словесными уколами между вице-президентом США Диком Чейни и президентом России Владимиром Путиным усугубил и без того непростые перспективы саммита "большой восьмерки", проведение которого намечено на июль в Санкт-Петербурге. Однако ни тот, ни другой так и не вспомнили об основной проблеме "большой восьмерки" - о том, что она медленно становится, в общем, мало кому нужной.

При этом ее членам на самом деле есть чем заняться. Экономическая ситуация, сложившаяся в мире сегодня, очень сильно напоминает ту, что возникла в начале 1970-х годов и, собственно, привела к возникновению "большой пятерки", разросшейся затем до "семерки". Глобальный финансовый дисбаланс огромен; доллар слаб; Америка ведет дорогую и, судя по всему, безвыигрышную войну; надувается инфляционный пузырь; быстрыми темпами растут цены на нефть и золото.

И, что еще более важно, в нынешнем мире происходит поистине тектонический сдвиг - власть над миром переходит от Америки и Европы к Азии. Собственно, кардинальные перемены происходят и в самой природе власти: если анее она выражалась, главным образом, в военной силе, то сегодня речь больше идет об экономическом и политическом влиянии. Для отражения обозначившихся перемен все мировые институты - в том числе и "большая восьмерка" - встают перед необходимостью соответствующим образом измениться.

Однако когорта лидеров, которая соберется в Санкт-Петербурге, станет самой слабой за всю историю проведения подобных саммитов. Америку, Великобританию, Францию и Японию будут представлять те, кто уже менее чем через год либо гарантированно покинет свой пост, либо потеряет, как выражаются китайцы, "поддержку небес". В правительствах Германии, Италии и Канады наблюдается столь тонкое равновесие, что о поддержке (во всяком случае реального электората) им говорить не приходится. Кроме того, за теми, кто с самого начала входил в "большую семерку", сегодня - самая низкая за всю ее историю доля в мировом валовом продукте. Даже если признать за Россией право на место в "группе восьми" и прибавить ее ВВП к показателям всех остальных, получится всего лишь около 45% мирового ВВП, чего совершенно недостаточно для выстраивания какой-либо генеральной линии.

Никаких серьезных политических или экономических задач на саммите в Санкт-Петербурге выполнено не будет. К соглашению по иранскому, иракскому и палестинскому кризису лидеры "восьми" не придут; этот саммит не сможет дать никакого толчка тупиковым торговым переговорам в рамках Дохийского раунда, хотя все наверняка будут утверждать обратное; никаких серьезных документов по решению проблемы глобального финансового дисбаланса принято тоже не будет. Вместо этого участники саммита, как всегда, подпишутся под тщательно вылизанным текстом разнообразных коммюнике, подготовленных "проводниками-шерпами", которые будут не разгибая спины трудиться над решением одной-единственной задачи: чтобы ни одного слова, представляющего собой реальное обязательство что-то сделать, в этих документах не фигурировало.

И все же на этом саммите можно добиться одной весьма важной цели. Эта встреча должна стать переходной, должна подготовить ее участников к будущему. Она может закрепить в сознании людей мысль о том, что власть над миром меняется, и заложить основы для преемников этой власти.

Первый и существенный шаг, который необходимо сделать - пригласить в ряды "большой восьмерки" Индию и Китай, превратив ее в "большую десятку". Таким образом, доля в мировом валовом продукте, приходящаяся на эту группу стран, снова перевалит за 60% - уровень, достижение которого действительно необходимо для принятия решений, подтвержденных реальным влиянием. По объему экономики Китай уже сегодня занимает в мировой табели о рангах третье или даже второе место. Его валютные резервы вскоре достигнут триллиона долларов, а положительное сальдо торгового баланса у него начинает складываться не только с США, но и с Европой. В Индии же все возрастающими темпами развивается обрабатывающая промышленность, и она по объему экономики скоро окажется впереди всех стран Европы. Хотя определенные проблемы испытывают и та и другая страна, в финансовой или торговой сферах сегодня без них невозможно принятие ни одного серьезного решения.

Еще одним вопросом, который может решиться в Санкт-Петербурге, будет возвращение в будущем "восьмерки" (она же "десятка") к формированию повестки дня на политэкономической основе. За 80-е и 90-е годы прошлого века эту тему успели основательно подзабыть, поскольку тогда "семерка" гордо называла себя "саммитом демократических держав" и всячески подчеркивала значение политической координации. Однако сегодня значение этой позиции бледнеет по сравнению с важностью поиска способов безопасно провести мировую экономику через рифы, которые поджидают ее впереди.

Более того - саммит вообще не надо обременять политикой. В рамках нового формата "десятки" у ее участников возникнет новый интерес - сделать так, чтобы мировая экономика нормально работала. И это необходимо начать делать, не тратя попусту время и силы на бесполезные споры по политическим вопросам. Политические вопросы должны решаться в других форматах, а "десятка" должна вернуться к тому, с чего в свое время начиналась "пятерка".

Ведущие страны мира не могут больше притворяться, что они в состоянии рулить мировой экономикой так, будто это какой-то второстепенный для них вопрос. Или решать проблемы мировой экономики на периодических встречах своих министров финансов и председателей центральных банков. Серьезные - и действительно необходимые - решения должны приниматься главами правительств, а не членами их кабинетов, и за одним столом с Индией и Китаем. Если этого сделано не будет, за них все решит рынок. По-своему.

Если лидеры "большой восьмерки" решат на переходном Санкт-Петербургском саммите, что пора двигаться в этих направлениях, эту встречу можно будет считать полезной. Если же нет - она станет очередной строкой в списке бессодержательных спектаклей, которые будут помнить не за результат, а исключительно за пышность антуража.

The Financial Times