Индивидуальная личность подчиняется патриотизму, традициям, религии: авторитарная демократия, созданная российским президентам, все чаще возвращается к ценностям, противоположным нашим. Но сегодня вместо ракет используются нефть и газ.
В середине июля Санкт-Петербург примет у себя саммит 'восьмерки'. Возможно, это даст повод задуматься над очевидной связью, существующей между авторитарным направлением, которое принимает развитие России, и ее все менее дружественными отношениями с Западом.
Борис Бьянкери (в газете La Stampa от 14 июня) сообщил о заседании Общественной палаты - влиятельного органа, в руководстве которым участвуют православная церковь, а также Союз российских писателей и разнообразные объединения интеллектуалов. Это собрание приняло документ, критикующий принципы, на которых основывалась Всеобщая декларация прав человека 1948 года. В российском документе происходит отказ от характерного для Запада либерального подхода, которым пронизан этот документ; вместо этого утверждается, что индивидуальная свобода всегда должна подчиняться высшим ценностям, таким как религия, национальные традиции, патриотизм. Это всего лишь 'сигнал', но сигнал показательный. Он означает, что авторитарная демократия, созданная президентом Путиным, приветствует возвращение к ценностям, противоположным тем, которые исповедует Запад.
За последние годы в отношении политических и гражданских свобод Россия (по западным стандартам) очень сильно отступила назад. Демократизация, начавшаяся с распадом Советского Союза, не заставила ее (как многие надеялись) превратиться в демократию западного типа. Свою роль в этом сыграла и чеченская война; Россия, не имеющая демократических традиций, сделала другой выбор: она выбрала авторитарную демократию, а вместе с ней - возвращение прежнего контроля государства над российским обществом. Режим, устроенный таким образом, требует иной идеологии, нежели западная. Ни один политический режим не может стабилизироваться, не обеспечив соответствия между системой ценностей и своими институциями.
А поскольку внутренние изменения, претерпеваемые режимами, всегда сказывались на международных отношениях, мы видим, что новая Россия в самых разнообразных международных партиях снова начинает играть роль, как минимум отчасти противостоящую Западу. Больше нет ракетных угроз и подконтрольных политических партий, как при Советском Союзе - но сейчас используются другие методы, возможно, даже более эффективные: у Путина есть энергетическое оружие, и до сих пор он демонстрировал, что отлично умеет этим оружием пользоваться.