Штефан Колер (Stephan Kohler), исполнительный директор Немецкого энергетического агентства, ожидает в ближайшие годы усиления конкуренции между Европой и США за поставки энергоносителей из России. Для обеих сторон речь идет об обеспечении безопасности своего снабжения энергоносителями на долгосрочную перспективу.
Дирк Мюллер: Совершенно очевидно, что на саммите не последнее место займет вопрос, касающийся Гуантанамо, говорили в Брюсселе. При этом официальная повестка дня саммита Европейского Союза и США в Вене была абсолютно иной. Еврокомиссия хотела обсудить будущую политику в области энергетики. В этом заинтересован и Джордж Буш (George Bush), поскольку обе стороны очень хотят дальнейшей нормализации отношений.
Политика в области энергетики - мы знаем об этом - вопрос, который был поставлен в качестве официального на повестке дня в Вене. Об этом мы намерены побеседовать со Штефаном Колером, руководителем Немецкого энергетического агентства. Доброе утро!
Штефан Колер: Алло, доброе утро!
Мюллер: Господин Колер, есть ли в действительности у Америки и Европы общие интересы в политике в области энергетики?
Колер: Европа и США, разумеется, ведут диалог, имеет место также сотрудничество в энергетическом секторе. Причем, конечно, надо видеть разницу в политике в области технологий. Там тоже существует сотрудничество, например, в разработке проектов новых электростанций, а также техническое сотрудничество в том, что касается стратегии использования водорода. Различия надо видеть в политике, направленной на получение энергоносителей, то есть, в том, какая страна и как обеспечивает себя энергоносителями. В этом секторе я не вижу серьезного сотрудничества, так как у США, без сомнений, есть свои собственные интересы, и они их очень активно проводят. Здесь, я считаю, практически нет вообще никакого сотрудничества. Затем у нас есть такие серьезные сферы, как защита окружающей среды, сохранение климата, Киотский протокол, где имеются существенные проблемы с США. США ведь не взяли на себя обязательства, чтобы позднее договориться по поводу ограничений. Если все это принять во внимание, то я бы сказал, что в области технологической политики сотрудничество существует, а в области поставок - нет. Здесь США проводят свои собственные интересы, и есть очень большие проблемы с Киотским протоколом.
Мюллер: Господин Колер, чтобы прийти к общему знаменателю, один вопрос: учитывал ли когда-нибудь Вашингтон европейские потребности в энергоносителях?
Колер: Я не помню, чтобы США в этом вопросе учитывали интересы Европы, все совершенно наоборот. США, реализуя свои интересы, делают ставку на военные средства. Я имею в виду ближневосточную политику, войну в Ираке. Ее очень активно обсуждают также в политическом плане, но это войны, которые США ведут также в целях обеспечения своей сырьевой и энергетической базы. Проблема в том, что США практически потерпели на Ближнем Востоке фиаско, и сейчас усиливается соперничество, когда США, например, снова обращают внимание на Россию, поскольку она наряду с Ближним Востоком, безусловно, самая интересная страна с точки зрения поставок нефти и газа. Здесь уже имеет место конкуренция между Европой и США, поскольку США, с одной стороны, хотели бы закупать в больших объемах сырьевые ресурсы, а, с другой стороны, заключать договоры о поставках, чтобы обеспечить свое снабжение нефтью и газом на долгий период времени.
Мюллер: Господин Колер, Вы говорите, что эта конкуренция за ресурсы России идет уже давно. Россия и будущее сотрудничество в области энергетики - это один из аспектов, который нуждается сегодня в обсуждении. Но может ли нам как-то помочь, с европейской и немецкой точки зрения, если американцы впрягутся в общую упряжку?
Колер: В общую упряжку? Если посмотреть с географической точки зрения, то это не общая упряжка. Мы, конечно, стремимся построить новый газопровод через Балтийское море, чтобы обеспечить поставки на длительный период времени и создать новые маршруты, заложив таким образом еще один камень в фундамент безопасности снабжения. Но на Россию сегодня выходят новые страны, такие, как Китай, США, Япония, которые, например, хотят получать сжиженный газ с газовых месторождений Сибири. Своя собственная база относительно невелика, вполне понятно, что речь идет об обеспечении снабжения энергоносителями на долгосрочный период времени, и тут - налицо однозначная конкуренция.
Мюллер: Господин Колер, если я правильно понял, то это означает, что, если Соединенные Штаты будут проявлять большую активность в России, то это нанесет ущерб европейцам?
Колер: Существует конкуренция, и на последней встрече в верхах госпожи Меркель (Merkel) и господина Путина в этом году в Томске господин Миллер, глава "Газпрома", сказал совершенно определенно, и это его право, что Россия, "Газпром", в будущем будет ориентироваться не только на Запад - сегодня почти весь газ из России идет на экспорт на Запад, - но и на рынки таких стран, как Китай, США, Япония. И это должно, разумеется, настраивать европейцев на будущую конкуренцию.
Мюллер: Давайте в заключение нашей беседы скажем что-то доброе о европейско-американском сотрудничестве. Чему можем научиться у американцев мы и чему они у нас?
Колер: Думаю, что у нас с американцами - и это сегодня видно - существуют разногласия относительно выбора правильного пути к сохранению климата. Мы взяли на себя серьезные обязательства, касающиеся выбросов двуокиси углерода. Мы обязались их уменьшить до 2012 года на конкретную цифру. США этого не делают, но они - и это надо признать - начали осуществление крупной исследовательской программы стоимостью несколько миллиардов долларов по разработке как раз новых технологий для эффективного использования энергии. Думаю, что мы, немцы и европейцы, обязаны, если собираемся открывать новые технологии для рынка, реально предоставлять в распоряжение также инновации и средства для проведения исследований с тем, чтобы эти новые технологии появились как можно быстрее и на рынке. Думаю, что здесь, в любом случае, есть чему поучиться у американцев. Если они форсируют какие-то исследования, то делают это активно и выделяя соответствующие финансовые средства.
Мюллер: В передаче "Утренние новости" Deutschlandfunk с нами был Штефан Колер, глава Немецкого энергетического агентства. Большое спасибо за беседу. До свидания.
Колер: Спасибо.