Если учесть, что 'новый Суслов' (так часто зовут главного идеолога Кремля) редко выступает с публичными заявлениями, они часто считаются программными. Заметим также, что Сурков выступил на брифинге буквально на следующий день после того, как Владимир Путин в МИД РФ заявил о новом внешнеполитическом курсе страны. Суркову доверили озвучить предстоящие внутренние перемены
Во-первых, в России скоро будет партийный президент. То, что его не было до этого, по словам Суркова, 'издержки нашей борьбы с коммунизмом, мы занимались департизацией и какое-то время сильно этим увлеклись'. Но, как подметил кремлевский идеолог, 'это дело поправимое в ближайшей исторической перспективе'. Сурков откровенно назвал и партию, от которой будет этот самый президент, - это 'Единая Россия' (в последнем никто и не сомневается).
Тот факт, что действующая власть поддерживает только эту партию, Сурков отклонением от демократии не признал, сославшись на то, что Буш тоже поддерживает только республиканцев, а Блэр - лейбористов. Что касается поддержки других партий, то, напомнил Сурков, власть и их поддерживает. Тем партиям, что преодолели трехпроцентный барьер, причитается из казны по пять рублей (10 сантимов) за каждую проголосовавшую душу.
Кто станет этим самым президентом-партийцем, Владислав Сурков, по его словам, не знает. А вот насчет следующего, то есть пришедшего к победе на выборах в 2012 году, у замглавы кремлевской администрации кое-какие догадки, похоже, есть. Сурков не исключает возможности того, что Владимир Путин снова выдвинет свою кандидатуру на пост президента: 'Жизнь покажет'.
Как главный идеолог Кремля, Сурков, конечно же, не мог не коснуться проблемы национальной идеологии. Административная реформа, по его словам, должна быть обогащена общенациональной идеологией: 'Нация не может существовать без идеологии. Строительство вертикали власти было необходимо и сегодня необходимо, но бюрократическое строение недолговечно, если мы не обогатим его идеологией, признаваемой целой нацией'.
По мнению Суркова, в своей основе российская национальная идеология по принципиальным моментам не будет сильно отличаться от европейской: 'Российская модель, конечно, специфична, но не сильно отличается'. Что это будет за идеология, он не пояснил (да и кто в России это может сегодня пояснить?), но заметил, что 'российским чиновникам, в том числе губернаторам, не мешало бы получить какие-либо убеждения, потому что я знаю очень многих губернаторов, например, которые за эти 15 лет побывали в шести партиях'. Сегодня большинство глав российских регионов - 69 из 89 - имеют корочки 'Единой России' (а куда денешься-то?).
Сурков коснулся и другого аспекта демократии - свободы СМИ. В Кремле категорически отвергают предположения о том, что власть 'работает с телеканалами' и не дает слово оппозиции. 'Нет, неправда, - заявил Сурков. - А что оппозиция крайне редко появляется в кадре, так это 'дело вкуса'. Тут с ним не поспоришь: вчера в 'Коммерсанте' появилось интервью председателя ВГТРК (бюджетного госканала) Олега Добродеева. Отвечая на вопрос корреспондента, почему госканал не показывает политиков 'от оппозиции', он сказал приблизительно следующее: 'А что их показывать, если они не имеют политического веса?'
Более конкретно Сурков говорил о 'демократии по-русски'. Запад, по его словам, в оценке политической системы России на Западе зачастую применяет двойные стандарты. То, что на Западе называют 'управляемой демократией', заявил Сурков, есть 'суверенная демократия': 'Мы строим открытое общество, не забывая о том, что мы свободны. Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне'.
Заодно Владислав Сурков тонко подначил вице-президента США Дика Чейни, который, на его взгляд, был 'неправильно понят'. 'Россия присоединится ко всем нам на пути к процветанию и величию, - процитировал кремлевский чиновник вильнюсскую речь Чейни и хитро прищурился. - Это будет сообщество суверенных демократий, которые преодолели прошлые конфликты, чтят многочисленные культурные и исторические связи между ними, ведут свободную торговлю, уважают друг друга как великие страны и вместе стремятся к веку мира'. И добавил с улыбкой: 'Я целиком согласен с тем, что понимает под 'суверенной демократией' господин Чейни'.
В заключение Сурков похвалил Рамзана Кадырова (мужественный и преданный России человек), покритиковал правительство (не может стратегически мыслить), поддержал арест ненецкого губернатора Баринова (арестовали за дело) и разрешил Михаилу Касьянову баллотироваться в президенты (это его право).