Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кукушонок в гнезде 'восьмерки'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С 1 июля рубль станет полностью конвертируемой валютой: теперь он будет обмениваться по тем же правилам, что и доллар, евро, фунт или иена. Президент Владимир Путин явно выбрал эту дату для того, чтобы на саммите 'большой восьмерки', который состоится в середине июля в Санкт-Петербурге, продемонстрировать гостям, что Россия добилась впечатляющих экономических успехов - с момента его прихода к власти на этом фронте действительно достигнут значительный прогресс

С 1 июля рубль станет полностью конвертируемой валютой: теперь он будет обмениваться по тем же правилам, что и доллар, евро, фунт или иена. Президент Владимир Путин явно выбрал эту дату для того, чтобы на саммите 'большой восьмерки', который состоится в середине июля в Санкт-Петербурге, продемонстрировать гостям, что Россия добилась впечатляющих экономических успехов - с момента его прихода к власти на этом фронте действительно достигнут значительный прогресс. Однако 'группа семи', которую называют 'самым элитарным клубом мира', первоначально мыслилась как формат для ежегодных встреч лидеров крупнейших промышленно развитых демократических государств.

Однако называть сегодня новую страну-участницу 'восьмерки', в которую 'группа семи' была преобразована в 1996 г., демократическим государством было бы слишком. Да, на страницах некоторых печатных изданий в России и сейчас идут оживленные политические дебаты, однако важнейшее средство массовой информации - телевидение - прямо или косвенно контролируется государством, а в руках Путина сосредоточивается все больше власти. Он открыто называет политическую систему страны 'управляемой демократией', а в декабре прошлого года главный экономический советник президента Андрей Илларионов подал в отставку, заявив, что Россию уже нельзя считать свободным демократическим государством.

Не менее спорным выглядит и вопрос о том, можно ли реально считать нынешнюю Россию промышленно развитой страной. В экономическом плане она скорее ближе к Нигерии или Ирану, чем к другим странам 'восьмерки': более 70% ее экспортных доходов и 30% от объема ВВП приходится на долю нефтегазового сектора. При этом даже через шесть лет после прихода Путина к власти добыча нефти в России не достигла уровня начала 1990-х, и лишь высокие мировые цены на это сырье принесли относительный достаток ее гражданам, а властям - определенное влияние на международной арене.

Кроме того, Москва пользуется тем, что обеспечивает четверть поставок природного газа в Центральную и Западную Европу, безжалостно навязывая потребителям более высокие цены. Январский 'газовый конфликт' с Украиной, обернувшийся сокращением поставок и в другие страны, вынудил западноевропейские государства с тревогой заговорить о зависимости от российского газового экспорта. (Не исключено, что на следующей неделе нас ждет повторение кризиса: новому премьеру Украины Юлии Тимошенко придется столкнуться с требованиями российской стороны о дальнейшем значительном повышении расценок).

Поскольку цель приглашения России в состав 'восьмерки' состояла исключительно в поддержке строительства демократии и рыночной экономики в этой гигантской посткоммунистической державе, ее коллеги по этому 'клубу' восприняли подобный оборот событий с ужасом. Но как быть с 'кукушонком', попавшим в их гнездо, они не знают. Кроткие увещевания в адрес России, похоже, не действуют, но и бурное возмущение результатов не приносит.

Когда в мае вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) в ходе визита в граничащую с Россией Литву подверг Москву критике за 'дефицит демократии' и грубый нажим в энергетической политике, Путин в ответ осудил американское вторжение в Ирак: 'Товарищ волк знает, кого кушать. Кушает - и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается'. Однако Путин - да и все россияне - тоже не проявляют желания прислушиваться к мнению других.

Один примечательный факт: сегодня, после шести лет пребывания у власти, его деятельность, по относительно надежным данным социологических опросов, одобряет 77% соотечественников. Более того, хотя Путин клянется выполнить предписание конституции, запрещающее президенту занимать должность больше двух сроков подряд, и после выборов в марте 2008 г. покинуть пост главы государства, в народе идея о конституционной поправке, позволяющей ему баллотироваться снова, пользуется огромной популярностью (59% респондентов 'за', 29% 'против'). Что случилось с россиянами? Разве не все люди выступают за демократию?

Получается, что не все. По словам Леонида Седова, старшего аналитика социологической службы ВЦИОМ, примерно 80% россиян заявляют о негативном отношении к демократии, хотя четкого представления о том, чего бы они хотели, у респондентов нет. Лишь 3% опрошенных выступают за восстановление монархии, 16% - за приход жесткого авторитарного правителя вроде Сталина, а мнения остальных распределились по всему политическому спектру. Впрочем, одно россияне знают точно: им нравится Путин, потому что он вернул им стабильность, достаток и самоуважение.

Это явление - реакция на хаотичный процесс декоммунизации страны в 1990-х, при Борисе Ельцине, ошибочно названный 'демократизацией', и она не обязательно означает, что реальная демократия пришлась бы россиянам не по вкусу. (Вспомним, в 1989-91 г., пока 'демократизация' не довела большинство из них до нищеты, они страстно желали свободы). По уровню образованности населения Россия и сегодня занимает одно из ведущих мест на планете, и как только средний класс в стране разбогатеет и прочно встанет на ноги, на демократию, скорее всего, снова появится 'спрос'. Но это, возможно, произойдет через несколько лет, так что вопрос остается: что все это время делать семи демократическим странам 'восьмерки' с кукушонком, затесавшимся в их гнездо?

Ответ прост: смириться с ситуацией и делать вид, что они не замечают несоответствия России стандартам 'клуба'. Ее следует 'журить' за самые вопиющие нарушения прав человека, и требовать, чтобы Москва хотя бы на словах придерживалась демократических принципов 'восьмерки', но 'выталкивать ее за дверь' нельзя ни в коем случае. Когда настроения в российском обществе в конце концов изменятся, даже формальное наличие в стране демократических институтов и верховенства закона, как бы оно ни нарушалось на практике, намного облегчит задачу строительства подлинной демократии.

По сути, именно к такому решению пришли семь других членов 'восьмерки', и скорее всего они правы. Впрочем, на их позицию несомненно повлияло и наличие у России громадных запасов нефти и газа.

____________________________________________________________

Бушу придется выработать взвешенную позицию в отношении России ("The Washington Post", США)

Москва ведет агрессивную игру. США не должны отставать ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)

Станет ли саммит "Группы восьми" ареной для критики России? ("Voice of America News", США)