На этой неделе в школах и гимназиях получают аттестаты о среднем образовании. И, как ни странно, в этом году продолжаются сетования латышских правых о том, что выпускники русских школ не знают латышского языка. . .
Почему считаю это странным? Потому что скорбный рефрен о гибели латышского языка звучит уже полтора десятка лет, хотя чиновники параллельно рапортуют о победоносном шествии 'интеграции на основе латышского языка' и более чем успешном проведении школьной реформы русских школ. Как же так?
Как можно не знать латышского, если на нем преподается 60 процентов предметов? Выучишь! А если нет, то, выходит, реформа абсурдна. Поэтому вполне закономерно задать вопрос: а хотят ли латышские правые, чтобы латвийские русские знали латышский язык? Смею утверждать, что нет.
Во-первых, для них очень удобно существование двух параллельных миров - латышского и русского. Латышские и русские СМИ явно работают на две разные аудитории. И не только лингвистически разные. Существенно и то, что латыши (основная масса избирателей), особенно молодое поколение, все хуже знают русский. Поэтому им можно рассказывать о русских любые небылицы.
Во-вторых, за полтора десятка лет, было бы желание, можно наладить в школе освоение любого предмета. И для этого не нужно этому предмету отдавать 60 процентов. Методика давно отработана и известна. И если за полтора десятилетия русские школьники латышского не знают, то вывод однозначен - правящие этого не хотят. Это не вина детей, а правящих политиков!
Правые живут за счет раскола, за счет противостояния общин, и пока они будут у власти, русские латышского толком знать не будут. Правым это не нужно! Им нужны нелепые, оскорбительные для русских реформы, чтобы потом латышскому обывателю внушить, что это русские вредители саботируют освоение латышского. Полагаю, что левые за значительно меньший срок сумели бы добиться, чтобы языковая проблема в школах была решена - они не живут за счет противостояния общин и вовсе не против того, чтобы дети знали языки.