Несколько лет назад Россию приняли в клуб для избранных, чтобы поощрить усилия, предпринимаемые ею для превращения государства в мощную, а также истинно капиталистическую и демократическую державу. Нынешняя Россия, которую можно назвать могущественной, но с трудом капиталистической или демократической, дала понять членам 'большой восьмерки', что она более не нуждается в их наставлениях, и что лучше им принять ее такой, какая она есть. Если судить лишь по характеру и тону 'обмена любезностями', случившегося за последние несколько месяцев, можно было бы предположить, что на следующей неделе саммит 'большой восьмерки', который впервые состоится в Санкт-Петербурге, ожидает полное фиаско. С момента окончания 'холодной войны' давно уже не наблюдалось подобной 'перестрелки' между западным и российским лагерем. Отношения между ними достигли такого накала, что представители американской стороны даже предложили объявить бойкот этому мероприятию, хотя саммит 'большой восьмерки' рассматривается многими, как некое подобие правительства мира.
По мнению одних, резкий рост цен на энергоносители превратил Россию в нувориша, который считает, что в экономических и внешнеполитических вопросах ему все дозволено. Если бы бывший сотрудник КГБ, ставший сегодня президентом страны, получил карт-бланш, он немедля вернул бы молодую демократию в давно проторенную колею диктатуры. По мнению других, все эти нападки со стороны Соединенных Штатов и их приспешников имеют одну единственную цель: сбить спесь с России и гарантировать сохранность своих привилегий.
Те времена, когда группа семи стран, самых могущественных демократий на нашей планете, согласилась принять в свои ряды бывшего советского врага, остались далеко позади. В начале 1990-х годов Россия получила статус наблюдателя, затем в 1998 году стала официальным членом 'большой восьмерки'. В то время Россия 'дошла до нефтяной ручки' и переживала унизительный финансовый кризис, вызванный долгим периодом экономического хаоса.
Впоследствии, правда, благодаря доходам от экспорта нефти и газа, она возродилась из пепла. Что позволило России на прошлой неделе объявить о выплате своих долгов, и о возвращении рубля на мировой рынок конвертируемых валют на шесть месяцев раньше запланированного срока. Нельзя сказать, что в последние годы подобный успех сопутствовал России на поприще развития демократии. Приход к власти президента Путина ознаменовался ослаблением позиций молодых российских демократических институтов, а также новым витком использования силовых методов по отношению ко всем, кто вызывал недоверие или не разделял позиций сильного человека у власти, а также по отношению к чеченцам, грузинам, украинцам, которые захотели покинуть орбиту Москвы.
С момента, когда Россия заступила на пост президента этого форума в январе сего года, взаимоотношения в 'большой восьмерке' не то чтобы улучшаются, а, наоборот, с каждым днем ухудшаются. В первые же часы нового года Москва прекратила поставки природного газа на Украину, потому что та возмущалась повышением цен, а также чтобы ей впредь не повадно было устраивать 'оранжевые революции' без согласия на то России. Этим она также перекрыла газовый кран всей Европе, которая находилась на другом конце трубопровода, и на которую в самый разгар зимы вдруг снизошло озарение: поставки 25 процентов потребляемого ею газа, оказывается, зависят от российского гиганта. В течение последнего времени российское государство также продолжало наращивать свое влияние в различных секторах экономики, в частности, в энергетическом. Также был ужесточен контроль над правозащитными организациями, и ограничена свобода слова. Более того, когда нужно было вынести порицание новому палестинскому правительству ХАМАС и Тегерану, в связи с его ядерным досье, Россия решила не шагать в ногу с Западом. Стоит ли удивляться, что вот уже несколько месяцев Россия и Запад упоенно переругиваются. В таком контексте становится непонятным, что хорошего может получиться из саммита 'большой восьмерки', основной темой повестки дня которого в этом году должна стать как раз мировая энергетическая безопасность, и где, как обычно, будут обсуждаться насущные и важные проблемы, такие как Северная Корея и Иран.
Дела уже шли неважно, когда два месяца назад Россия наняла агентство по связям с общественностью, чтобы снять патину со своего потускневшего имиджа. Судя по всему, Владимир Путин сильно забеспокоился, поскольку на прошлой неделе назвал Джорджа Буша своим 'другом', 'порядочным человеком и удобным партнером'.
Прочие 'двоечники'
В конце концов, бойкота не будет. Саммит в Санкт-Петербурге даже может привести к заключению важных соглашений. Ведь когда речь идет об энергетической безопасности, ставки настолько высоки, что приходится демонстрировать открытость к диалогу и готовность идти на компромисс.
Может статься, что Россия неожиданно соизволит разрешить иностранным компаниям инвестировать в разработку своих газовых месторождений, если ей, взамен, позволят инвестировать в создание газораспределительной инфраструктуры в Европе. Может быть, она даже допустит американские компании к участию в будущем проекте по освоению газового Штокмановского месторождения, расположенного в шельфе Баренцева моря, при мысли о котором текут слюнки у энергетических компаний всего мира. При условии, правда, что США снимут последние ограничения на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.
Чтобы это стало явью, не стоит слишком уж напирать на проблемы с демократией, а также поднимать любые другие вопросы, по которым мнения хозяина саммита и его гостей не совпадают. 'Большой восьмерке' не впервой мирить непримиримых. Ведь в прошлом году в Гленглисе, в Шотландии, удалось решить много различных вопросов, и хотя там присутствовали США, одной из двух главных тем был Киотский протокол и борьба с газом, вызывающим парниковый эффект.
В любом случае все указывает на то, что форум и впредь должен будет проявлять гибкость в вопросах, касающихся уважения его капиталистических и демократических ценностей, если он хочет оставаться форумом, в котором участвуют главные игроки международной арены, и где обсуждаются глобальные проблемы, определяющие будущее нашей планеты. Потому что Россия явно не собирается менять свой курс. А также потому, что когда-нибудь придется принимать в клуб новые страны, Китай, например, ситуация в которых по этим вопросам будет далеко не блестящей.