Президенту России Владимиру Путину едва удается скрывать все растущее удовольствие от той огромной роли, которую он сыграет в качестве хозяина надвигающегося саммита 'большой восьмерки', который состоится 15-17 июля в Санкт-Петербурге.
Недавно в телеобращении к народу он говорил о быстром экономическом росте России; на встречах с представителями Европейского Союза он активен и уверен в себе. А теперь еще и саммит даст ему неоценимую возможность продемонстрировать, что Россия - снова полноправный игрок на глобальной арене и энергетическая сверхдержава.
Не расстроил Путина и переход председательства в ЕС к Финляндии 1 июля. Почему? Потому, что, только заняв место страны-председателя, Финляндия тут же призвала других членов Союза придать приоритетное значение их отношениям с Россией, предлагая Москве экономические связи и политический диалог. В числе своих приоритетных задач в ЕС Финляндия видит и принятие 'Северного разделения' (в тексте - Northern Division, по-видимому, имеется в ввиду Northern Dimension, т.е. 'Северное измерение' - прим. перев.), регионального договора о сотрудничестве между Скандинавией и Россией, в качестве образца сотрудничества Европейского Союза с соседями.
Учитывая нынешнее настроение России, она, по всей вероятности, пытаясь за счет огромных запасов нефти и газа закрепиться в особом геополитическом статусе, несколько перевернет и планы ЕС, и объявленную повестку саммита, в которую входят энергетическая безопасность, борьба с терроризмом, иранский ядерный вопрос и переговоры о вступлении в ВТО. С России станется и выдать перед саммитом или во время его проведения и какие-нибудь другие сюрпризы.
Источники в канцеляриях Европы намекают на два подобных события: во-первых, Россия может открыть какие-то части своего энергетического сектора, включая и главную национальную нефтяную компанию, и предложить инвесторам доли в акционерном капитале; во-вторых, речь может зайти и о более привлекательном предложении: государственный газовый монополист 'Газпром' может официально пригласить несколько крупных западных компаний к участию в консорциуме, разрабатывающем гигантский проект по производству сжиженного газа для США.
Эти два предложения поставят Россию в положение 'открытого' партнера относительно Запада. В обмен на это Россия хочет получить открытость рынков розничной продажи и распределения газа на Западе, на котором пока что никто не поддается на московские соблазны. Скорее всего, дискуссия будет построена по принципу 'тебе нужны мои нефть и газ - мне нужен выход на твой рынок', отражающему, по идее, состояние взаимозависимости. Таким образом Россия действительно обеспечит свою энергетическую безопасность. Примерно такова будет ее позиция на встрече 'большой восьмерки'.
Правда, здесь есть и еще один момент, который в этой картине отсутствует. Поскольку эра дешевой энергии прошла, и в мире действительно все усиливается конкуренция за обладание мировыми ресурсами, упомянутый принцип взаимозависимости вряд ли может оправдать зависимость от монополии, каковой является 'Газпром', если этот принцип не в состоянии влиять на ситуацию на рынке. К тому же, 'Газпром' уже достаточно прозрачно намекал, что у него идут переговоры с Китаем о диверсификации потребителей газа.
Если внимательно взглянуть на цифры, то получится, что Европа получает от 'Газпрома' примерно четверть всего газа, который потребляет; 'Газпром' же практически полностью экспортирует в Европу то, что добывает. Хотя оценить желание российского гиганта выйти на рынок распределения газа и реализовать преимущества от продажи топлива конечным потребителям по более высоким ценам, чем те, которые он получает за свой газ сегодня, вопрос зависимости встает во весь рост.
Беспокоится не только Европа. Обеспокоенность тем, что Россия использует свои энергоресурсы в качестве политического инструмента, выразил и Госдепартамент США. Это, конечно, не совсем то, чего ждет от саммита 'восьмерки' Путин, решивший на энергетическом фундаменте выстроить будущее всей страны.
Дело в том, что этот проект зрел у него в голове еще задолго до того, как он стал президентом. Далеко не всем известно, что во время работы в городском правительстве Санкт-Петербурга в 90-е годы Путин по вечерам учился в местном Государственном горном институте и написал диссертацию под названием 'Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской Федерации', в которой утверждал, что богатая ресурсная база России обеспечит ей не только экономическое будущее, но и положение на международной арене. Он изложил сценарий построения контролируемых государством крупных финансово-промышленных корпораций, способных конкурировать с западными транснационалами. И в последние два года он как раз созданием этих групп и занимается.
Из-за этого к России со стороны партнеров по 'большой восьмерке', в дополнение к уже существующим претензиям к интенсивности ее демократического развития и ситуации с соблюдением прав человека, могут возникнуть и другие неприятные вопросы - относительно ее намерения использовать свое богатство в политических целях.
Любопытно, что две недели назад Европейский Союз наконец-то начал действовать и сдул пыль с проекта, который надо было начинать уже давно. Речь об одобрении плана строительства 3300-километрового газопровода из Каспия в Европу. Теперь этот проект, который называется Nabucco и оценивается в 5,8 миллиарда долларов, стал на один шаг ближе к реализации. Министры пяти стран, которые этот газопровод свяжет между собой - Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии - подписали совместную декларацию с европейским комиссаром по энергетике о намерении успешно завершить этот проект.
Тем самым Евросоюз, представители которого также прибудут на саммит 'восьми', послал перед этой встречей четкий сигнал Москве о том, что он собирается диверсифицировать источники поставок газа и уйти от зависимости от российского топлива. Проект Nabucco обсуждали в течение нескольких лет, но быстрого продвижения удалось достичь только тогда, когда цены мировые цены на энергоносители 'пошли на север', а Россия в январе этого года сорвала поставки в Европу. Россия настроена против Nabucco и предлагает собственный, альтернативный проект. Если этот проект будет выполнен в соответствии с графиком, первых существенных партий газа Европа недосчитается еще до 2012 года.
Лучшим способом достижения энергетической безопасности будет ратификация Энергетической хартии, прописывающей доступ различных компаний к запасам и инфраструктуре и при этом создающей конкуренцию и повышающий эффективность использования энергии. Кремль отказывается от ратификации, так как страны-члены ЕС предпочитают договариваться с Россией и 'Газпромом' на двусторонней основе.
И все же будем ждать сюрпризов. Вполне может быть и так, что Путин не откажется от возможности показать государственный ум, рассмотреть энергетический вопрос с общемировой точки зрения и выйти на встречу с предложениями, которые устроят всех.
Кстати, в последнее время случилось и еще одно обнадеживающее событие: по теме экономического патриотизма, которую активно педалируют многие политики континентальной Европы, нанесен чувствительный удар. Нанес его индийский магнат от металлургии миллиардер Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal), победивший в долгой битве и поглотивший одну из первых европейских металлургических компаний Arcelor. С точки зрения корпоративного управления это тоже победа.
М.Ню Хеббар - эксперт из Берлина
____________________________________________________________
Владимир Одинокий ("Die Zeit", Германия)
Россия - блудный сын Европы? ("El Pais", Испания)
Энергетическое преображение России ("The Washington Times", США)
Российские реалии и саммит "восьмерки" ("The Washington Times", США)
Цена билета для России ("The Financial Times", Великобритания)
С Россией в центре внимания главное в 'Большой восьмерке' уходит в кулуары ("The Financial Times", Великобритания)
Запад не должен больше молчать ("The Boston Globe", США)