Россией нельзя управлять по-другому, кроме как авторитарно, считает эксперт по Восточной Европе Рар. Корреспондент Die Netzeitung беседовал с ним о саммите Большой Восьмерки, о роли Меркель (Merkel) и о страхе перед "Газпромом".
Эксперт по России Александр Рар (Alexander Rahr) считает перспективным создание под российским руководством по образцу Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) картеля государств, обладающих крупнейшими в мире месторождениями природного газа. "Такое вполне возможно, - сказал ученый из Немецкого общества по вопросам внешней политики (DGAP) корреспонденту Die Netzeitung. - Основу такого альянса могут составить три ключевые страны: Россия, Туркменистан и Иран". Три страны вместе контролируют две трети мировых запасов природного газа.
Идея такого альянса "активно продвигается в России", сказал эксперт. Страна, таким образом, сможет "выступать в роли "энергетической сверхдержавы". По мнению Рара, ни ЕС, ни США не смогут помешать созданию такого картеля: "Запад не сможет помешать этому, - подчеркнул Рар. - Запад должен смириться с тем, что все значимые месторождения энергоносителей находятся далеко на востоке. Русские, естественно, хотят использовать это обстоятельство в своих интересах".
Большие надежды эксперт связывает с саммитом Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге. "Россия на саммите привлекает к себе внимание как хозяйка встречи, - сказал Рар. - Страна должна показать, что она может возглавлять Большую Восьмерку, брать на себя ответственность и играть по международным правилам, которые были разработаны и установлены промышленно развитыми странами два десятилетия назад". Россия должна показать, "что она хочет подключиться к мировой экономике в качестве цивилизованной страны".
Netzeitung: Господин Рар, в какой мере Европа должна бояться России?
Александр Рар: Ни в какой. Россия это не Советский Союз, страна не вынашивает военных экспансионистских планов. Ко многому из того, что произошло во время газового спора с Украиной, и что привело к ухудшению отношений с ЕС, не следует относиться столь придирчиво.
Netzeitung: Запад зависит от России, а Россия - от Запада?
Рар: Да. Россия без тесного сотрудничества с ЕС не сможет развивать свою экономику. Обе стороны зависят друг от друга. Цель ЕС должна заключаться в том, чтобы находить пути сотрудничества с Россией, трудным, но надежным партнером.
Netzeitung: Вы упомянули Украину: Россия в последние месяцы не всегда стремилась к тому, чтобы добиться большего доверия на Западе.
Рар: Я вижу это иначе: Запад создает искусственные барьеры - примером этого являются третий этап расширения НАТО в сторону востока и выступление вице-президента США Чейни (Cheney). Можно было бы говорить почти о возрождении образа врага, хотя в реальности такого врага больше не существует.
Старый Запад - прежде всего Франция и Германия - уживается с посткоммунистической Россией лучше, чем новые члены ЕС и США. В странах еще существуют стереотипы времен Советского Союза.
Netzeitung: Допускала ли России ошибки?
Рар: У России, разумеется, были ошибки. В частности, Россия после газового спора стремится минимизировать ущерб. Но очевидные авторитарные тенденции в российской политике становятся для многих наблюдателей обоснованным поводом для тревоги. При этом не следует забывать, что приказы сверху отдает не один президент Путин: авторитарную линию поддерживают от 70 до 80 процентов населения. Мы имеем дело с настоящим общественным феноменом.
Netzeitung: По-другому управлять Россией нельзя?
Рар: Да. В данный момент управлять Россией по-другому нельзя. Но в правительстве сидят не только ястребы, но и реформаторы.
Netzeitung: Является ли Россия действительно страной с рыночной экономикой?
Рар: Любой иностранец, который долго занимается бизнесом в России, скажет - "да". В России функционирует рыночная экономика, пусть и не так, как на Западе. Государство вернуло себе господствующее положение в стратегически важных отраслях экономики. В целом экономика развивается очень хорошо: нет массовой безработицы, легализована частная собственность, поднимается средний класс, а рост экономики составляет более шести процентов в год.
Netzeitung: Россия национализировала вновь большую часть энергетического сектора. Справедливо ли Запад боится "Газпрома"?
Рар: И да, и нет. Западная Европа, конечно, испытывает страх перед этим гигантским государственным концерном, которым командуют из Кремля. Только надо помнить о том, что шесть-семь лет назад боялись, что Россию разграбят голодные до власти олигархи, и что вообще не будет никакого порядка.
Проблема в том, что у нас нет реального опыта отношений с Россией, которая управлялась бы не государством. Мы были свидетелями ряда лет хаоса в 90 годы, а сегодня видим возврат к национализации. Но итогом этого процесса не будет диктатура. Речь о том, чтобы несколько консолидировать то, что находилось в состоянии распада.
Netzeitung: Была ли столь необходимой национализация?
Рар: Я бы назвал это ренационализацией. Обратный ход был необходим, чтобы навести порядок, поскольку процессы в энергетическом секторе ставили под угрозу целостность государства.
Однако должно быть ясно, что то, что произошло за последние три года после дела ЮКОСа, может быть лишь промежуточным этапом. Когда-то должна последовать настоящая приватизация, и в ней должны принять участие западные инвесторы. Должен быть снова взят курс на либерализацию.
Вопрос в том, пойдет ли Россия по этому пути? Если государственное вмешательство будет продолжаться в течение ближайших трех лет, то следует опасаться, что Россия взяла окончательный курс в направлении государственного монополизма.
Netzeitung: Может ли саммит Большой Восьмерки стать сигналом, что Россия идет в правильном направлении?
Рар: Конечно. На саммите Россия привлекает к себе внимание как хозяйка встречи. Страна должна показать, что она может возглавлять Большую Восьмерку, брать на себя ответственность и играть по международным правилам, которые были разработаны и установлены западными промышленно развитыми странами два десятилетия назад. Россия должна показать, что она хочет подключиться к мировой экономике в качестве цивилизованной страны.
Netzeitung: Насколько реальным Вы считаете возможность создания газового картеля под руководством России?
Рар: Такое вполне возможно. У нас уже есть ОПЕК в регионе Персидского залива - мы также научились сотрудничать с ней. Основу такого альянса могут составить три ключевые страны: Россия, Туркменистан и Иран. Три страны вместе взятые контролируют две трети мировых запасов природного газа.
Разумеется, эти три государства заинтересованы в договоренностях и, возможно, в создании картеля. Эти идеи активно продвигаются в России, то есть страна сможет выступать в роли энергетической сверхдержавы.
Netzeitung: Не окажет ли создание подобного картеля серьезное негативное влияние на отношения с Западом?
Рар: Восторга не будет. Но Запад вынужден смириться с тем, что самые крупные месторождения энергоносителей находятся далеко на востоке. Русские, естественно, хотят использовать это обстоятельство в своих интересах.
Netzeitung: США вряд ли согласятся, чтобы членом газового картеля мирового значения стал Иран. . .
Рар: Запад не сможет этому помешать. Если Средняя Азия объединится, а так называемая Шанхайская организация сотрудничества станет вторым по значению всемирно-политическим властным центром, то много сделать США не удастся. Помимо этого Иран очень заинтересован в том, чтобы обрести защиту от Соединенных Штатов у Китая и России.
Запад пока не может по-настоящему понять, что там происходит. Он, скорее всего, думает, что это игра в песочнице, чем реальный азиатский альянс. Но переговоры с Шанхайской организацией сотрудничества необходимо вести уже сегодня, а не через два или три года. Относиться к происходящему необходимо очень серьезно.
Netzeitung: Какая роль отводится на саммите Большой Восьмерки Германии и федеральному канцлеру Меркель.
Рар: Решающая посредническая роль: Россия и Китай видят в Германии хорошего адвоката, отстаивающего их интересы на Западе, страну, которой доверяют. Это очень важный фактор. Меркель уже подчеркивала, что хочет продолжать и развивать политику в отношении России, которую проводили ее предшественники Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и Гельмут Коль (Helmut Kohl).
К тому же Германия возглавит вслед за Россией Большую Восьмерку. Многие вопросы придется в дальнейшем продвигать Германии. Берлин и Москва сотрудничают в вопросах урегулирования конфликта с Ираном. Поэтому на плечи Меркель ложится очень большая ответственность: ей потребуется большая интуиция.
Александр Рар - эксперт по России в берлинском Немецком обществе по вопросам внешней политики. С ним беседовал Маркус Гарцке