У тех, кто помнит 'холодную войну' в самом ее разгаре, саммит 'большой восьмерки', который состоится на этой неделе в Москве [так в тексте - прим. пер.] вызовет мощное ощущение дежа-вю. Прибыв завтра в Кремль, президент Буш, наверное, протрет глаза и спросит себя: а победили ли мы? Для того ли мы выбросили мумифицированный труп тоталитарного однопартийного государства, чтобы заменить его авторитарным однопартийным государством? Для того ли мы вынудили самоликвидироваться Коммунистическую партию Советского Союза, чтобы на ее место встала партия 'Единая Россия'. Умерла ли империя зла или просто мутировала?
Разумеется, президента принимает Валдимир Путин [так в тексте - прим. пер.] , страшный как смерть бывший полковник КГБ. На наших глазах Путин долгое время занимался разрушением построенной на скорую руку постсоветской демократии - и пока совершенно безнаказанно. Он заставляет испытывать ностальгию по временам неуклюжего Бориса Ельцина, которые кажутся теперь короткой интерлюдией в долгой истории российского деспотизма.
Да, сегодня россияне менее угнетаемы, чем на протяжении трех четвертей столетия от ленинского переворота 1917 г. до августовского переворота 1991 г. Но пока Путину еще не пришлось посадить в тюрьму или выслать за границу стольких интеллектуалов для того, чтобы заставить замолчать своих оппонентов. Вместо этого он пользуется богатством, созданным благодаря капитализму, для того чтобы коррумпировать и шантажировать их. Налоговая система - мощное оружие в руках тирана.
Фактически, Путин воссоздает систему командного капитализма, возникшую во время первой мировой войны. Она была детищем великого немецко-еврейского промышленника Вальтера Ратенау (Walther Rathenau), который, будучи министром иностранных дел Веймарской республики, первым прорвал изоляцию Советов, подписав Рапалльский договор, и вскоре после этого был убит в результате покушения. Демонизируя Ратенау, нацисты бесстыдно имитировали его 'военный капитализм' и пакт с Советами.
Путин сегодня делает то же самое. Он демонизирует капиталистов-'олигархов', многие из которых - евреи, используя закамуфлированную антисемитскую пропаганду. Однако безжалостные монополистические методы магнатов, которым он благоволит, неотличимы от методов преследуемых им олигархов. Не только большой бизнес рабски послушен президенту, но и публичное пространство стало его частным владением. Путин вполне может назвать себя царским титулом 'самодержца всея Руси'.
И все же, есть один известный всей стране человек, отказывающийся преклонить колена перед Императором Владом. Это Гарри Каспаров. Бывший чемпион мира по шахматам вместе с другими мужественными противниками режима сделал шаг, беспримерный по своей смелости. На этой неделе, в преддверии G8, он организовал альтернативный саммит, названный 'Другая Россия'. Несмотря на предупреждения Кремля о том, что присутствие на этом саммите будет расценено как 'недружественный акт', Каспаров убедил Государственный департамент отправить на него двух высокопоставленных американских чиновников, а Форин-офис - британского дипломата.
Для российской оппозиции это стало неслыханной дипломатической и политической удачей. Саммит G8 крайне важен для престижа Путина, и он не простит тому, кто портит его праздник. Однако Каспаров и его друзья заставили о себе заговорить. Остальной мир предпочел слушать не только режим, но и его критиков.
Уже более двух лет российское телевидение, находящееся под полным контролем государства или близких к Путину корпораций вообще не предоставляют Каспарову эфирного времени. Однако этот человек - не только шахматист, сделавший блестящую картеру, но и постоянный автор Wall Street Journal - один из немногих живущих ныне россиян, которые прославились тем, что боролись с советской системой, а не извлекали из нее выгоду.
Закончив полтора года назад шахматную карьеру, Каспаров, которому сейчас 43 года, проводит значительную часть времени в российской провинции. Там, несмотря на то, что российская тайная полиция делает все, чтобы саботировать деятельность оппозиции, он занимался агитацией. Он становится все более решителен в своем стремлении сделать так, чтобы для Путина, который не имеет права выставлять свою кандидатуру на третий срок, выборы 2008 г. стали настоящим вызовом.
Как в шахматах, так и в политике: нужно проанализировать позицию и выработать стратегию. По словам Каспарова, сегодня в российской политике все зависит от цен на энергоносители. Он считает, что Путин преднамеренно стопорит попытки Америки надавить на Иран, поскольку напряженность, создаваемая ядерной угрозой на Ближнем Востоке, удерживает цены на нефть на высоком уровне, что удовлетворяет Россию, благодаря которой Иран, в конечном счете, получил ядерную технологию.
Этот анализ также показывает, что Путин пользуется контролем над поставками газа и нефти в Европу для того, чтобы манипулировать внутренней политикой соседей: Беларуси, Украины и даже Польши. Кроме того, перед Россией заискивает Европейский Союз. У Кремля есть такие политики, как бывший немецкий канцлер Герхард Шредер, и такие крупные корпорации, как British Petroleum, которую пляшут под его дудку.
Короче говоря, России нет места в G8, потому что ее правители насмехаются над демократией, властью закона и свободой прессы. Хуже того, она использует свое влияние в ООН и других организациях, чтобы создать препятствия попыткам Америки мобилизовать свободный мир на борьбу с угрозой исламизма. Каспаров - практически единственный российский интеллектуал, осмеливающийся открыто указывать на это.
Сегодняшняя Москва до ужаса напоминает сюрреалистический мир, изображенный Михаилом Булгаковым в романе 'Мастер и Маргарита', ставшем великой сатирой против сталинизма. В романе, написанном в годы чисток 1930-х годов, но опубликованном лишь посмертно в 1967 г., дьявол появляется в Москве под видом Воланда, учтивого чародея, который вскрывает извращенную нравственность тоталитарного общества и, особенно, его интеллектуальных апологетов. В удушливой атмосфере сталинского Великого Террора черная магия Воланда несет в себе неизведанную, анархическую свободу.
В Каспарове есть что-то от Воланда. В обществе, вернувшемся в состояние страха, конформизма и моральной трусости, он бесстрашен, ехиден и откровенен. Он живет опасно, пренебрегая тем, что в любой момент за ним могут явиться агенты Путина. Его могли бы счесть и воплощением дьявола, хотя Кремль понимает это иначе. Отца-еврея и матери-армянки достаточно для того, чтобы демонизировать его в глазах 'патриотов'-антисемитов, объявляющих его орудием таинственных иностранных интересов.
И, разумеется, Каспаров - своего рода волшебник. На шахматной доске. Вероятно, величайший из когда-либо живших. Посмотрим, сумеет ли он использовать свой гений в беспорядочном мире политики - куда менее предсказуемом и куда более жестоким. Но он - подлинный наследник диссидентов прошлого. Если у Буша и Блэра достаточно мудрости, то сегодня они должны поддержать Каспарова так же, как Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер двадцать лет назад поддерживали Андрея Сахарова и Натана Щаранского.
____________________________________________________________
Отстаньте от Путина! ("USA Today", США)
С Россией нужно быть терпеливыми ("The International Herald Tribune", США)
Что Путину плохо, России хорошо ("The New York Times", США)
Владимир Одинокий ("Die Zeit", Германия)
Россия - блудный сын Европы? ("El Pais", Испания)
Странный выпад Путина ("The Globe And Mail", Канада)