Жизнь Шамиля Басаева Кремль оценил в 10 млн. долларов США. Этот чеченский боевик лично участвовал почти во всех самых громких нападениях на гражданское население России. Убиты сотни тысяч мирных жителей, многие из них были заложниками. Совесть этого воина отягощает захват больницы в Буденновске (1995), театра в Москве (2002), школы в Беслане (2004), сотни других террористических актов. Такими действиями 41-летний Ш.Басаев заслужил статус не только чеченского бойца, но и террориста.
После событий в Беслане дипломаты западных государств начали избегать встреч с министрами чеченского подпольного правительства. Ш.Басаев пытался оправдать свои террористические действия священной борьбой за свободу Чечни. Он отличался особым упорством, жестокостью, даже политической несообразительностью. Из его уст звучали призывы создать исламский халифат, протянувшийся от Балтики до Черного моря. Несмотря на это, Ш.Басаев был чеченским национальным героем. Его гибель - большая потеря для тех, кто день и ночь боролся за свободу Чечни.
Для чеченцев это самый большой удар с 1996 года, когда российская авиация разбомбила Джохара Дудаева - президента Чечни, первым объявившего о независимости от России. Но вряд ли назначенная Кремлем награда будет кому-нибудь выплачена. Чеченский полевой командир погиб рано утром в понедельник при перевозке большого количества взрывчатки. Предполагается, что чеченские боевики хотели организовать большой теракт на юге России. Гибель Ш.Басаева - хороший подарок президенту России Владимиру Путину перед встречей в Санкт-Петербурге группы G-8. Чеченцы, по-видимому, стремились потрясти Россию именно в ходе этого важного для России мероприятия.
В связи с ростом цен на источники энергии экономика России стремительно растет. Быстро увеличивающаяся энергетическая ценность России помогла ей вернуться на международный политический Олимп. Положение омрачала и омрачает ситуация с демократией и правами человека в России. Эти обвинения в адрес президента России раздаются чаще всего. В Кремле борьба с чеченцами однозначно представляется как борьба с терроризмом. Гибель Ш.Басаева в России трактуется как победа над террористом N1.
Нарушения прав человека на территории Чечни уже несколько лет громко обсуждаются и в Страсбургском Суде по Правам Человека. Здесь уже не одно дело выиграли чеченские женщины, которые не смогли защитить жизнь своих детей от российской военщины. Российская авиация разбомбила целый караван мирных беженцев. Матери погибших в России не могли даже мечтать о защите своих прав. В Страсбурге дело было выиграно. России это придется признать. Россия блокирует работу Суда по Правам Человека, не назначая более судей от своей страны, в результате чего скопилась очередь более чем в 10 тыс. дел, в которых российские граждане жалуются на нарушение их прав.
Чеченская война давно уже получила международный статус. Из-за большого числа мусульман из других стран среди чеченских боевиков уже давно появилось понятие 'Кавказский фронт'. Уже после смерти Ш.Басаева в распространенном Анзором Масхадовым (сыном погибшего президента Чечни Аслана Масхадова) письме сообщается, что борьба будет продолжена.
После гибели Ш.Басаева методы чеченской борьбы должны будут измениться. Но надежда Кремля, что сопротивление чеченцев будет сломлено, не соответствует реальности. Стремление чеченцев к независимости уже укоренилось и в сознании молодых чеченцев. Родившиеся во время войны дети видели своих родителей только с оружием в руках, борющихся с российскими солдатами. Война для них - единственно знакомое и понятное занятие. А смерть за свою родину - логичное и даже желаемое окончание жизни.
Недемократично управляемая российская империя вряд ли сможет изменить мышление детей этой войны. Трудно поверить, что ставленники Кремля в Чечне могут выиграть эту войну в сердцах чеченцев.