Ближневосточный кризис, как и следовало ожидать, занял значительную часть времени на саммите 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге. Но по поводу кризиса, как и по поводу других актуальных тем, кроме хороших заявлений было сделано очень мало конкретного.
Участники саммита, например, не обещали выделить дополнительные средства на борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией. Для борьбы с этими болезнями необходимо, по крайне мере, 700 миллионов долларов дополнительных средств. Международный фонд образования попросил 400 миллионов долларов, но и эта просьба осталась неудовлетворенной. На саммите было решено только изучить положение в фондах.
По поводу определенной в качестве одной из главных тем энергетической политики была принята хорошая резолюция, но соблюдение ее принципов всеми участниками очень сомнительно. В документе говорится о необходимости свободной конкуренции и открытых рынков для международной энергетической системы. В качестве целей заявлены повышение прозрачности и увеличение инвестиций.
Резолюцию подписала и нефтегазовый гигант Россия. Но она, однако, не согласилась ратифицировать Энергетическую хартию, в которой изложены те же принципы, что и в резолюции. Обязательства России, касающиеся открытости и свободной конкуренции, вызывают все больше сомнений, особенно если вспомнить огосударствление концерна ЮКОС. Доверия также не добавило стремление использовать энергоресурсы в качестве политического оружия, как это было зимой, когда это оружие было использовано против Украины. Кроме того, у президента Владимира Путина на столе ожидает подписания принятый в июле закон, который дает 'Газпрому' монопольное право распоряжаться сетью трубопроводов, по которым осуществляется экспорт энергоносителей за границу.
Единственное конкретное решение на саммите касалось ускорения переговоров членов ВТО по либерализации мировой торговли. Для соглашения установили дедлайн - середину августа. Вступление России в ВТО не значилось в повестке дня, поэтому осталось на уровне споров между Россией и США.
Хотя в последние годы на саммитах 'большой восьмерки' не принималось значительных конкретных решений, ничтожные результаты петербургского саммита заставляют сомневаться, есть ли у этого клуба будущее.
____________________________________________________________
Путин получил, что хотел ("The International Herald Tribune", США)
Дерзость Путина ("The Washington Times", США)
Едкие шутки Путина больно ранят лидеров 'восьмерки' ("The Times", Великобритания)