Черт побери, а почему бы нашему президенту не ругаться побольше? Вчера, когда через невыключенный микрофон все узнали подробности его личной беседы с Тони Блэром, мне не то что не стало дурно - наоборот, стало хорошо. 'И, обрати внимание, что смешно - им ведь и надо всего-то заставить Сирию, чтобы она заставила 'Хезболлу' прекратить заниматься фигней - и все дела', - сказал он. Еще бы. Ливан пылает, Ирак погряз в хаосе, Иран обогащается - самое время для крепкого словца.
Да мы, наоборот, надеяться должны, что Буш и в частной обстановке сыплет конюшенными эпитетами. Не думаю, что хоть кому-нибудь было бы легче, если бы оказалось, что Буш и Тони Блэр сходятся поговорить только для того, чтобы обсудить последние новости тяжелой атлетики или вкусовые качества суфле, которое им подали на обед. 'Тони, Тони! А ты видел, что сегодня надел Жак?'
Все почему-то зациклились на слове 'фигня': и комментаторы информагентств, и ведущие новостей прямо из кожи вон лезли, так они были 'озабочены' тем, что президент использует в речи слова 'сомнительного качества' (хотя для людей, серьезно относящихся к языку, на самом-то деле, единственное слово, не совсем к этой фразе подходящее - 'смешно'). Кое-кто, видимо, считает одно-единственное грязное слово достаточным доказательством тупого ковбойства Буша. Но ведь эти слова, вырвавшиеся случайно, говорят совсем о другом: они лишний раз показывают, что Буш понимает: дипломатия идет куда-то не туда.
Кроме того, видно, что, хотя он этим и недоволен, для простого парня из Мидленда (Midland - районный центр на Западе штата Техас, один из старейших городов штата - прим. пер.), каким его нередко изображают, он проявил удивительно сдержанный и 'многосторонний' подход. Кстати, и реакция на самом-то деле была довольно мягкой. Если бы такое сказал президент от демократов, сразу началось бы что-нибудь типа 'и это смотрят наши дети!'.
Надо сказать, что в этом уже донельзя заезженном предложении Буш выразил позицию, которая представляется совершенно бесспорной и правильной. 'Хезболла' действительно занимается фигней - и еще какой. Сирия, занимающаяся поставками оружия 'Хезболле' и замешана в убийстве премьер-министра Ливана, эту фигню должна прекратить. Прекратит ли заниматься фигней Израиль, если свои занятия фигней остановит 'Хезболла' - этот вопрос остается открытым, но, в любом случае, кому, как не Бушу - ближайшему союзнику Израиля - знать, как Израиль на это отреагирует.
Перейдем к вопросу об Организации Объединенных наций - это о ней президент говорил 'им ведь и надо всего-то'. Чтобы злиться на ООН, совершенно не обязательно любить Буша. 'Что с Кофи Аннаном? - спрашивает Буш. - Не нравится мне эта последовательность. Его отношение такое - сначала прекращение огня и только потом все остальное'. Можно подумать, что Бушу наплевать, что там себе думает Организация Объединенных наций или Кофи Аннан. Но если бы Буш и соответствовал такому стереотипу, разве не хотелось ли бы нам, чтобы он в какой-то момент действительно потерял терпение, позвонил бы 'сладкому мальчику' Аннану и отчитал бы его как следует за то, что ООН - такая бесполезная организация?
А если бы Блэр действительно был левреткой Буша, разве не приказал бы Буш ему самому дать Аннану подзатыльника? Так ведь нет, президент говорит своему ближайшему единомышленнику, перед которым он - думаю, все согласны - остается сам собой: 'Мне казалось, что надо бы сказать Кофи, чтобы он вышел по телефону на Ассада и сделал что-нибудь'. О-о-о, дети, закройте уши! Джордж Буш решил выразить свои чувства, состоящие в том, что Объединенным нациям надо бы активнее включаться в дипломатию. Черт побери, да не перешел ли он в Демократическую партию?
Если взять президентов-сквернословов в исторической ретроспективе, то Буш среди них - просто дитя. История сквернословия на службе такого института, как президентская власть, длинна и разнообразна. Виртуозами 'ненорматива' были президенты Джонсон и Никсон; Клинтон так и вообще обогатил сию историю третьим измерением. Чтобы сравниться с этими профессионалами, Бушу придется забросить свое увлечение горными велосипедами и всерьез засесть за соответствующие пособия.
Когда Бен Брэдли (Ben Bradlee) написал книгу 'Беседы с Кеннеди' (Conversations With Kennedy. Бенджамен Брэдли - корреспондент журнала Newsweek в 1953 - 1965 гг., близкий друг Дж. Ф. Кеннеди. Книга, о которой идет речь, вышла в 1975 г. - прим. пер.), он сразу оговорился, почему в записях разговоров с президентом не стал убирать бранные слова: 'В моем повествовании читатель увидит немало такого, что многим может показаться вульгарным. Кого-то это может даже шокировать. Но те, у кого, как и у Кеннеди, и у меня, словарь сформировался в горниле Второй мировой войны, когда мы дрались на флоте в Тихом океане - они все поймут и без объяснений. Например, в легендарном выражении, которым солдаты описывали разбитый джип - fucking fucker's fucked - ничего изначально вульгарного просто нет'. И, кстати, слова Кеннеди и сегодня, сорок лет спустя, не теряют убийственной силы - они прекрасно ложатся на нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке.
Буша же за последние шесть лет поймали на ругательствах всего два раза - вообще-то маловато, если учесть, что весь его президентский срок чуть ли не впрямую транслируется блоггерами. Он даже руки помыть не может попроситься, чтобы об этом не заговорил весь мир.
Так что, когда он в следующий раз завернет действительно что-нибудь этакое, аплодировать надо, а не шикать и ногами топать. Прямота, которую он проявил вчера - это хорошо. Плохо то, что она обычно для него не характерна.
____________________________________________________________
Буш 'без протокола': экспрессивно, но недипломатично ("The New York Times", США)
Йоу, Блэр, или что подслушано на саммите ("The Independent", Великобритания)
Разговор по душам с Бушем: прием нормальный ("The Washington Post", США)
Последняя капля в неудачах Блэра на саммите 'большой восьмерки' ("The Independent", Великобритания)
Путин блефует - Запад бросает карты ("The Financial Times", Великобритания)
Так правда ли, что Буш слишком туп, что быть президентом? ("Los Angeles Times", США)
Едкие шутки Путина больно ранят лидеров 'восьмерки' ("The Times", Великобритания)
А про Путина и холодец анекдот слышали? ("Los Angeles Times", США)