Затаив дыхание, должны были следить латвийские железнодорожники, бывшие колхозники и предприниматели разных уровней за саммитом "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Вряд ли их могли сильно заинтересовать обсуждаемые там глобальная энергетическая безопасность или очередная эскалация арабо-израильского конфликта.
А вот тарифы, пошлины и ставки, которые должны были снизиться после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), - это да, это можно посчитать хоть в рублях, хоть в латах, записав себе в будущую прибыль. Прибыль от перевода грузов из российских в латвийские порты, от продажи плавленых сырков Dzintars и местного пива платежеспособным москвичам. Да мало ли от чего еще. Россия - большая, все купит.
Увы, ожидаемый прорыв не состоялся, причем по экономическим интересам Латвии ударили ее политические союзники. США отказались пускать Россию в ВТО, потому что та отказалась принимать "ножки Буша" без ветеринарного сертификата. Друг Джордж похлопал друга Володю по плечу и отложил вопрос до следующего года. Латвийские железнодорожники и крестьяне похлопали себя по карману и загрустили. И то правда - как солдат в Ирак посылать, так Латвия всегда готова, а как речь зашла о снятии таможенных и прочих барьеров в торговле, так свои куриные окорочка оказались ближе к телу.
Ладно американцы - им есть что терять. Лучшего друга латвийского народа, чем Михаил Саакашвили, по ту сторону Кавказского хребта вроде и не найти. Ан нет, поговорив в Тбилиси и Риге о необходимости развивать экономические отношения, грузинское руководство тоже не пускает россиян в ВТО. Понятно, что грузинам терять особо нечего: после глобальной антирекламной кампании грузинские вина и боржоми никто из россиян не будет покупать - ни в ВТО, ни тем более вне ВТО. Так не мешали бы другим торговать "Рижским бальзамом" и конфетами Laima. Увы, пока бальзам и конфеты остаются по сию сторону российской границы, а вместо российских денег местные производители и торговцы вынуждены довольствоваться устными заверениями в вечной дружбе с США и Грузией. Которые, как известно, на хлеб не намажешь.