Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль никого не боится - и блистает на саммите 'восьмерки'

Российская пресса благодарит Путина за то, что он снова вывел Россию в центр мировой арены

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После многих лет, когда Запад только критиковал, порочил или просто игнорировал Россию, главным результатом последнего саммита лидеров стран 'большой восьмерки' стала приобретенная ей уверенность

После многих лет, когда Запад только критиковал, порочил или просто игнорировал Россию, главным результатом последнего саммита лидеров стран 'большой восьмерки' стала приобретенная ей уверенность.

По словам специалистов, быстро растущие цены на нефть и самый долгий период политической стабильности после 1991 года, когда распался Советский Союз, снова дали России возможность бороться за место среди ведущих держав мира. Кремль не боится даже открыто проталкивать свои интересы на глобальной арене.

- Русские действительно снова стали вести себя увереннее, - говорит влиятельный западный дипломат, работавший на саммите, проходившем в одном из пригородов Санкт-Петербурга с 15 по 17 июля. - Еще несколько лет назад в стране царил хаос, и во многих частях света над ней просто смеялись. Теперь у них есть стабильность, некоторый прогресс и значительный экономический рост, поэтому сегодня Россию уважают гораздо больше.

Выходя к прессе на итоговом брифинге саммита, президент Владимир Путин, которого еще недавно считали лишь скучным и посредственным бюрократом, довольно улыбался.

- Очевидно, что растущий экономический потенциал России позволяет ей играть все более весомую роль в глобальном развитии, - заявил Путин на брифинге.

Первый год председательства России в "Группы Восьми", куда, кроме нее, входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония, начался едва ли успешно: в результате спора с Украиной относительно цен на газ были на некоторое время прерваны поставки в Западную Европу. По мере приближения саммита волна нападок на Россию продолжала расти: ведущие политики Запада, включая вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney), обвиняли Россию в том, что она отходит от курса демократических реформ и пытается запугивать своих соседей из бывшего Советского Союза.

Однако, как ни предсказывали некоторые аналитики, что вопросы состояния демократии полностью затмят повестку дня саммита, о демократии практически не вспоминали. В тех редких случаях, когда этот вопрос все же поднимался, Путин не раздумывая стрелял в ответ: президенту США Джорджу Бушу он сказал, что Россия 'не хотела бы иметь такую же демократию, как в Ираке'; премьер-министр Великобритании Тони Блэр получил в ответ на свою критику намек на скандал в его собственной партии, которую подозревают в том, что она продавала за деньги звания пэров Англии.

Вот что заявил один из главных представителей Кремля Дмитрий Песков:

- Во многих частях света нам пришлось столкнуться с критикой . . . однако в конце концов мы смогли показать, что Россия имеет совершенно естественное право на место в 'большой восьмерке', что жизненно важные проблемы невозможно решать без участия России.

Еще одной возможностью, за которую ухватился Путин, стала эскалация кризиса на Ближнем Востоке. Он неоднократно говорил журналистам о том, что только возражения России не дали 'восьмерке' открыто обвинить в разжигании конфликта Сирию и Иран.

С одной стороны, Буш, Блэр и премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) резко выступали в защиту Израиля, заявляя, что он имеет право защищаться, если по нему наносятся ракетные удары и если его солдаты попадают в заложники. С другой стороны, Путин указал на то, что ответ Израиля непропорционален. Также он повторно заявил, что у России уже давно сложились контакты с Тегераном, Дамаском и палестинской военизированной группировкой ХАМАС, благодаря которым, по его словам, Россия стала одной из наиболее влиятельных сил в регионе.

Несмотря на то, что главным вопросом повестки дня стал все-таки ближневосточный кризис, в результате саммита все же были приняты коммюнике по всем темам, которые предлагала Россия - энергетической безопасности, здравоохранению и образованию. Самой большой победой для Путина стало именно совместное заявление по энергетической безопасности, поскольку ему удалось убедить западных лидеров согласиться на то, чтобы в нем прописывались перспективы сотрудничества и при этом Россия не давала бы никаких обязательств по раскрытию своих энергетических рынков и ликвидации экспортной монополии государственного газового гиганта 'Газпрома'.

Путин похвалился тем, что в заявлении по энергетической безопасности были отражены все вопросы, волнующие Россию как крупнейшего в 'большой восьмерке' экспортера энергоресурсов.

- До сегодняшнего времени под энергобезопасностью понималось стабильное снабжение основных потребителей энергоресурсами. Сейчас мы убедили наших партнеров в том, что энергобезопасность - это гораздо более широкое понятие, и оно включает в себя добычу, транспортировку и продажу на рынках энергетики, - заявил он.

Аналитики и само мероприятие саммита, проводившегося в царском Константиновском дворце, назвали весьма успешным.

- Они доказали, что могут провести саммит на таком же, если не на более высоком уровне, чем их партнеры, - полагает Джон Киртон (John Kirton), директор исследовательской группы G-8 Торонтского университета. - Санкт-Петербург вошел в историю тем, что в результате этой встречи было принято больше обязательств и системных совместных решений, чем на любом другом саммите.

Не менее значительно было и то, что встречи в Санкт-Петербурге стали демонстрацией западной открытости Кремля, долгое время терпевшего обвинения в скрытности и непрозрачности. По рекомендации американской пиаровской фирмы Ketchum Inc. чиновники предоставили международной прессе беспрецедентные возможности - даже сам Путин давал пресс-конференции еженощно. Нередко журналисты даже жаловались, что не успевают на все открытые мероприятия с участием российских министров. Харпер, например, дал только одну короткую пресс-конференцию по окончании саммита, во время которой вопросы разрешили задавать только четверым канадским журналистам. Буш после саммита вообще не появился перед прессой.

- Для прессы уровень свободного доступа был такой, какой канадцы, пожалуй, не скоро увидят и у себя в Оттаве, - отметил Киртон.

В первые дни после саммита российская пресса вышла с восторженными статьями о том, что Путин взошел на вершину своей карьеры и заложил основы восстановления статуса России как великой державы.

- Значение России как мировой державы укрепилось, - считает Сергей Марков, политолог, тесно связанный с Кремлем. - Чем главнее роль России и чем более влиятельной она становится, тем больше возможностей у нас будет для разрешения десятков, сотен, даже тысяч доселе нерешенных проблем.

____________________________________________________________

Россия торжествующая ("The Economist", Великобритания)

Россия: одиночество победителя ("Les Echos", Франция)

'Брильянтовый дым' петербургского саммита ("National Review", США)

Время России блистать на мировой арене ("Los Angeles Times", США)

Путин блефует - Запад бросает карты ("The Financial Times", Великобритания)

Демократия по-русски ("The Washington Post", США)

Путин получил, что хотел ("The International Herald Tribune", США)

Разговор по душам с Бушем: прием нормальный ("The Washington Post", США)

"Суверенная демократия" Путина ("The Washington Post", США)