В прошлом году отпраздновали 750-летний юбилей Кенигсберга. Кремлю нелегко было признать, что эта наиболее удаленная западная точка нынешней России имеет еще и другую, почти не связанную с остальной страной многовековую историю. На торжествах тогда побывали и президент России Владимир Путин, и канцлер Германии Герхард Шредер.
Этим летом свой 60-летний юбилей празднует уже город Калининград и область. Как трофей Второй мировой войны город отошел победителям. Калининград заканчивает сметать с лица земли город королей Кенигсберг вместе со всей его историей. Такое впечатление создается у тех, кто побывал там между юбилеями Кенигсберга и Калининграда.
Двигаясь на запад, оказываешься на востоке. В глухой провинции российской империи, полной беспорядка и величественных построек, рядом с которыми нужно гулять осторожно, поскольку можно наступить на отходы жизнедеятельности победителей и их потомков. И все это в паре сотен метров от блистающих золотом куполов собора Христа Спасителя, строительство которого подгадывалось как к 750-летнему юбилею Кенигсберга, так и к 60-летнему юбилею Калининграда, но не законченного и по сей день, и совсем недалеко от мэрии Калининграда.
Хотя местные жители любят щегольнуть тем, что живут в городе великой истории, вряд ли эти люди осознают, что они, вот уже шестьдесят лет празднующие победу во Второй мировой войне, сделали с этим городом и его духом. Жители изолированного российского анклава, хотя и живут на самой окраине Европы, считают Калининград обычным российским городом.
Рядом со старинным собором Кенигсберга растет крапива такой высоты, что желающим сфотографироваться у могилы И.Канта молодоженам приходится хорошенько полавировать, стремясь избежать 'освящения' этим растением, спутником всех помоек. Соборный остров (не хотелось бы верить, что сознательно) застроен многоквартирными домами особенно мерзкой архитектуры, балконы которых зарешечены и застеклены строительными материалами, по-видимому, украденными с восточно-прусских поместий. Все это выглядит как предупреждение и другим городам Западной Европы: вот что с вами может случиться, если вы решите с нами воевать. Сегодня уже трудно оценить, что нанесло этому городу наибольший урон - военная ли авиация Великобритании, которая в конце Второй мировой войны безжалостно бомбила старую часть Кенигсберга и другие культурные его памятники, или другие победители, принесшие сюда свою культуру и свое понимание того, как должен выглядеть город и как в нем нужно жить.
Так уставшие победители 60 лет боролись и все еще продолжают бороться с духом старого города. Город уже давно сдался, но его все еще продолжают уничтожать. Кремль, который начинает тонуть в нефтедолларах, дуреть от них, с трудом понимает, что Европа сегодня будет судить о России не по тому, как будет наводиться порядок в Москве или Владивостоке, а по тому, какой порядок будет здесь, на границе со старой Европой, в Калининграде, обжитом победителями. Владеющий нефтедолларами сегодняшний хозяин Кремля Владимир Путин, по-видимому, с трудом может смириться с тем, что Кенигсбергу - 750 лет, а его родному городу Санкт-Петербургу - только 300, и продолжает борьбу с Кенигсбергом.
В местной печати часто можно найти такие фразы: в Калининградской области простаивает без дела 140 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения. Если бы кто-нибудь использовал эту землю по назначению, то область могла бы ежегодно получать доходов на сумму около четверти миллиарда евро. Сегодня даже уже пытаются вспомнить о том, что министерство обороны России владеет здесь землей площадью примерно в 1 миллион га.
Интересно, если бы кто-нибудь взял да подсчитал, сколько вообще по России бесхозной земли и сколько можно было бы на ней заработать. Как видно, в России (даже и в Калининграде) все еще много тех, кто верит в сказку о золотой рыбке. Если бы верящих в нее было поменьше, может, и Калининград сегодня не выглядел бы большой свалкой, пусть местами и сверкающей золотом.