Саммит ведущих промышленных государств G8 стал очередным грохотом пустой бочки, по меньшей мере, в части решения глобальных энергетических кризисов, которые по инициативе России были главной темой встречи. Поэтому СМИ не оставалось ничего иного, как передавать из Петербурга новости о том, что говорили Тони Блэр и Джордж Буш перед нечаянно включенным микрофоном.
Прошедшая через несколько дней в Таллине конференция на тему международной энергетической безопасности, организованная исследовательским центром HREI (Hans Rebase Euroopa Instituut / Европейский институт Ханса Ребане) была значительно более содержательной по сравнению с происходившим в Петербурге и более безопасной.
Ведущие мировые эксперты (сосредоточившие свое внимание в основном на отношениях Европы и России в области газа), в конце концов, пришли в отеле 'Олимпия' к следующим выводам:
- все послевоенное время Россия использовала природный газ как политическое оружие, как во внутренней, так и во внешней политике, и чем больше западные государства игнорируют этот факт, тем более мощным становится это оружие;
- сам по себе природный газ в руках России является лишь временным козырем, и чем масштабнее она разыгрывает во имя восстановления гигантских амбиций только одну свою карту, тем гибельнее это будет для самой России;
- отношения в области газа являются великолепным примером того, как западные страны верят скорее сказкам Москвы, чем исследованиям своих ученых, за что и наказываются розгами.
- 'Газпром', которого представляют как основной внешнеполитический инструмент России, из-за сложного и некомпетентного политического руководства является чрезвычайно неэффективным предприятием, который в условиях свободного рынка не выживет.
Последняя фаза распада
Не секрет, что весь мир в начавшемся столетии инвестировал в производство фоссильной энергии значительно меньше, чем это нужно для удовлетворения потребностей быстро растущего спроса уже в ближайшем будущем. В меньшем объеме, чем нужно ведутся предварительные работы по разработке новых залежей. В этих условиях потребителям мало знать, что где-то в Сибири или в глубинах Северного Ледовитого океана нетронутыми остаются триллионы кубометров ценных топливных залежей. Их не получить, будь идущие на запад трубы (в том числе германо-российская труба, которую планируют проложить по дну Балтийского моря) хоть какого угодно диаметра.
По данным энергетического информационного агентства США EIA на начало нынешнего года на долю России приходилось 27,5 процента всех мировых запасов природного газа. Далее идут Иран и Катар с 15,9 и 14,9 процентами соответственно. На долю США как шестого в мире производителя газа приходится лишь 3 процента. С точки зрения Кремля это мощный политический аргумент. Внешне он прав, но нынешнее 'закручивание' газовых кранов не привело к быстрому и значительному политическому успеху даже в Грузии и на Украине. Тем меньше основанная на газовых трубах силовая политика Москвы может привести к желаемым ею результатам на германском или польском направлениях. Игра с газовыми кранами ведет к изоляции в глобальной политике. Ясно, что власти России отказываются верить, что империю в ближайшее время может постичь еще один распад. Но единая вера Политбюро ЦК КПСС и верхушки КГБ в противное не смогла предупредить и прежний распад. Того, в ходе которого мы и еще многие другие вырвались из-под крыла имперского орла.
Те, кто хочет ускорить фазу последнего распада империи, должны всячески потворствовать России во все больших вкладах в 'Газпром' как в инструмент всемогущей глобальной политики. Поддерживая и финансируя кредитами развитие 'Газпрома', Россию превращают в экономически монофункциональное государство, вся жизнь которого зависит от деятельности одной отрасли промышленности. Если это будет сделано, то позже произойдет полное банкротство.
Гигантский груз долгов
Долги 'Газпрома' сейчас больше, чем, например, у экономик всех трех стран Балтии, в прошлом году они по сравнению с 2004 годом выросли в полтора раза. Это деньги западных стран, не местные. И для их возврата деньги придется собирать там же. Иначе вся компания попадет в руки кредиторов. Глава 'Газпрома' Алексей Миллер заявил в конце июня на XXIII Всемирном газовом конгрессе, что 'Газпром' в любой момент может неограниченно увеличить производство, если только этого захочет покупатель.
Однако выступавшие в Таллине эксперты единодушно высказались, что уже в 2010 году Европа может столкнуться с 10-процентным дефицит. Россия тогда сможет удовлетворить потребности Европы только за счет внутреннего потребителя. Этот вариант неизбежен, так как, несмотря на обещания либерализовать рынок и сделать газовую экономику 'прозрачной', 'Газпром' продает в России газ по цене, составляющую примерно пятую часть от экспортной стоимости. Это значит, что на родине торгуют с убытками, от которых деньги на возврат долгов не получишь. Резкое доведение внутригосударственной цены до уровня свободного рынка привело бы краху всей экономики России, так как кроме ставшего неплатежеспособным внутреннего потребления, моментально станут неконкурентоспособными и промышленные отрасли, на основании бизнес-планов ориентирующиеся на дешевый газ. Политически об этом не может быть и речи. Перспективы не самые лучшие: если предпочтешь дешевое отечественное, компанию заберут кредиторы, то есть Российское государство попадет в собственность Запада. Продавая же богатым, отринешь Отечество.
Проблему дефицита можно было бы решить допуском иностранных компаний к газовым месторождениям России. Но этого Россия не сделает, хотя желающие и есть. Но если даже кому-то разрешат войти в комнату, то только так, чтобы большая доля и право на принятие решения оставались за Кремлем (что является синонимом бесхозяйственности). Ярким подтверждением этому правилу служат идущие на протяжении двух последних лет поиски партнера для разработки Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море.
После саммита G8 Москва сообщила, что выбор партнера откладывается (до нового года) и, например, американские компании Chevron и ConocoPhillips могут оказаться не у дел, если не сумеют повлиять на правительство США, чтобы оно вопреки правилам допустило Россию в ВТО. В одном можно быть уверенным: промедление с разработкой Штокмановского месторождения с каждым днем приближает наступление дефицита на газовых рынках и наступление очередного экономического кризиса России. Позиция Эстонии в этом вопросе, как всегда проста: воздерживаться от развития отраслей экономики, зависимых от природного газа. Так как мы, в отличие от типичного представителя политических и интеллектуальных кругов Франции или Германии, не верим утверждению, что 'Россия изменилась'.
____________________________________________________________
Какой русский не любит 'Газпром'. . . ("Business Week", США)